Зировать, использовать нетрадиционные подходы, чутье, опыт. Таким
Образом, фактор неопределенности функционирования и развития соци-
Альной системы превращает управление в искусство.
Ведущим принципом менеджмента является принцип оптимально-
го сочетания централизации и децентрализации в управлении. Наиболее
приемлемым считается вариант распределения полномочий по приня-
Тию решений, при котором централизованно принимаются стратегиче-
Ские решения, а оперативное управление осуществляется децентрали-
Зовано.
Принцип сочетания централизации и децентрализации предполагает
умелое использование единоначалия и коллегиальности в управлении.
Единоначалие — это предоставление менеджеру права самостоятель-
Ного решения вопросов, входящих в его компетенцию, при персональной
ответственности за порученный участок работы. Коллегиальность пред-
Полагает выработку совместного решения на основе мнений руководите-
Лей разного уровня, а также мнений исполнителей конкретных решений.
Соблюдение оптимального соотношения между единоначалием и кол-
Легиальностью обеспечивает эффективность и действенность принятых
Решений.
Суть принципа иерархичности и обратной связи заключается в со-
Здании многоступенчатой структуры управления, когда первичные звенья
Управления подчиняются органам руководства следующего уровня и т.д.
Соответственно цели управления перед низшими звеньями структуры
Ставятся органами более высокого в иерархии органа управления. Конт-
Роль за деятельностью всех звеньев управления организацией осуществ-
Ляется на основе обратной связи, благодаря чему становится возможной
Корректировка хода управленческого процесса.
Принцип плановости состоит в установлении основных направле-
Ний и пропорций развития организации. План представляет собой комп-
Лекс экономических и социальных задач для решения их в ближайшем
И более отдаленном будущем (в перспективе).
Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности пред-
Полагает, что каждый подчиненный обязан выполнять возложенные на
Него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Избыток
Прав приводит на практике к произволу; недостаток — парализует дело-
Вую активность и инициативу.
Принцип последовательности. Все управленческие шаги осуществ-
Ляются в строго определенном порядке как во времени, так и в простран-
Стве. Нельзя, например, сначала принимать решение, а затем уже осмысли-
Вать ситуацию.