Зировать, использовать нетрадиционные подходы, чутье, опыт. Таким

Образом, фактор неопределенности функционирования и развития соци-

Альной системы превращает управление в искусство.

Ведущим принципом менеджмента является принцип оптимально-

го сочетания централизации и децентрализации в управлении. Наиболее

приемлемым считается вариант распределения полномочий по приня-

Тию решений, при котором централизованно принимаются стратегиче-

Ские решения, а оперативное управление осуществляется децентрали-

Зовано.

Принцип сочетания централизации и децентрализации предполагает

умелое использование единоначалия и коллегиальности в управлении.

Единоначалие — это предоставление менеджеру права самостоятель-

Ного решения вопросов, входящих в его компетенцию, при персональной

ответственности за порученный участок работы. Коллегиальность пред-

Полагает выработку совместного решения на основе мнений руководите-

Лей разного уровня, а также мнений исполнителей конкретных решений.

Соблюдение оптимального соотношения между единоначалием и кол-

Легиальностью обеспечивает эффективность и действенность принятых

Решений.

Суть принципа иерархичности и обратной связи заключается в со-

Здании многоступенчатой структуры управления, когда первичные звенья

Управления подчиняются органам руководства следующего уровня и т.д.

Соответственно цели управления перед низшими звеньями структуры

Ставятся органами более высокого в иерархии органа управления. Конт-

Роль за деятельностью всех звеньев управления организацией осуществ-

Ляется на основе обратной связи, благодаря чему становится возможной

Корректировка хода управленческого процесса.

Принцип плановости состоит в установлении основных направле-

Ний и пропорций развития организации. План представляет собой комп-

Лекс экономических и социальных задач для решения их в ближайшем

И более отдаленном будущем (в перспективе).

Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности пред-

Полагает, что каждый подчиненный обязан выполнять возложенные на

Него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Избыток

Прав приводит на практике к произволу; недостаток — парализует дело-

Вую активность и инициативу.

Принцип последовательности. Все управленческие шаги осуществ-

Ляются в строго определенном порядке как во времени, так и в простран-

Стве. Нельзя, например, сначала принимать решение, а затем уже осмысли-

Вать ситуацию.