Блок-модуль №8. Прикладные аспекты социальной психологии

ТЕМА №12. Прикладные аспекты социальной психологии
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. В чем заключается прикладное значение социально-психологического знания?
2. Что понимают под общественной психологией?
3. Какова роль социально-психологических знаний в политической психологии?
4. Какие примеры использования проблематики социально-психологических исследований в системе средств массовой информации и рекламы вы можете привести?
5. Какое место занимают социально-психологические знания в спорте и искусстве?
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕЗАУРУС

 

ТЕМА №13. Проявления императивного, манипулятивного и диалогического общения в педагогической практике
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какие литературные примеры проявления видов межличностного общения вы можете привести?
2. Какие конкретные проявления видов межличностного общения в повседневной школьной практике общения учителя и учеников вы можете привести?
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕЗАУРУС
императивное общение, манипулятивное общение, диалогическое общение.

ТЕМА №14. Использование методов активного социально-психологического обучения в педагогической практике
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Каковы возможности применения ролевых игр, социально-психологических тренингов и дискуссий в практике общения педагога со школьниками?
2. Какие конкретные ситуации и методы работы вы можете привести?
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕЗАУРУС
активное социально-психологическое обучение, ролевая игра, социально-психологический тренинг, дискуссия.
Контрольные вопросы к модулю 5 «Прикладная социальная психология»:

1. Предмет прикладной социальной психологии и ее особенности.

2. В чем состоит специфика прикладного исследования в социальной психологии?

3. Основные направления прикладных социально-психологических исследований и практической социальной психологии.

4. Основные сферы деятельности практического социального психолога.

5. В чем отличие деятельности психолога-практика от психолога-исследователя?

8.2 Тестовые задания по курсу «Социальная психология»

8.2.1. Выберите правильный ответ:

1. Наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозге образа действительности на основе и посредством которого осуществляется регулирование поведения и деятельности человека, имеющий у него личностный характер а. психология

Б. дифференциальная психология

С. Социальная психология

2. Наука о закономерностях поведения и деятельности людей, обусловленных включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп –

а. психология

Б. дифференциальная психология

С. Социальная психология

3. По Л.С.Выготскому, предмет социальной психологии -

А. психика отдельного человека

Б. личная психология в условиях коллективного проявления

В. психологические особенности групп

4. Фиксация определенного положения, которое занимает индивид в системе общественных отношений –

А.социальный статус

Б. социальная роль

В. социальное ожидание

5. Функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию (по И.Кону) –

А.социальный статус

Б. социальная роль

В. социальное ожидание

6. Специфическая черта, отличающая природу межличностных отношений от природы общественных отношений –

А. эмоциональная основа

Б. познавательные особенности

В. проявления воли

7. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны составляют структуру –

А.деятельности

Б. общения

В.поведения

8. Использует в качестве знаковой системы человеческую речь коммуникация

А. вербальная

Б. невербальная

В.прагматическая

9. Не использует в качестве знаковой системы человеческую речь коммуникация

А. вербальная

Б. невербальная

В.прагматическая

10. Осуществляет кодирование информации при помощи речи в общении

А. коммуникатор

Б. реципиент

В. наблюдатель

11. Осуществляет декодирование информации при помощи речи в общении

А. коммуникатор

Б. реципиент

В. наблюдатель

12. Способом подачи информации при помощи речи является

А. текст

Б. язык

В. речь

13. С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения линия «Коммуникатор – сообщение – реципиент»

А. симметрична

Б. асимметрична

В. симметрична эпизодически

14. Включает в себя жесты, мимику, пантомимику система

А. оптико-кинетическая

Б. паралингвистическая

В. экстралингвистическая

15. Включает в речь паузы, другие вкрапления (покашливание, плач, смех, темп речи) система

А. оптико-кинетическая

Б. паралингвистическая

В. экстралингвистическая

16. Система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность –

А. оптико-кинетическая

Б. паралингвистическая

В. экстралингвистическая

17. Специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, называется

А. семантикой

Б. семиотикой

В. проксемикой

18. Характеристика компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности – сторона общения

А.коммуникативная

Б. перцептивная

В. интерактивная

19. Процесс восприятия одним человеком другого – сторона общения

А.коммуникативная

Б. перцептивная

В. интерактивная

20. Направление, предлагающее регулировать действия участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учета ситуаций и стиля взаимодействия –

А. транзактный анализ

Б. психоанализ

В. бихевиоризм

21. Не изменить другого в общении, а просто подтвердить свое присутствие в данной ситуации, заявить о своей компетентности в ней – цель стиля

А. ритуального

Б. манипулятивного

В. гуманистического

22. Цель взаимодействия – не изменить другого, а изменение целей обоих партнеров относительно объекта взаимодействия – характеризует стиль

А. ритуальный

Б. манипулятивный

В. гуманистический

23. Намерение управлять, обучать, оказывать влияние, навязывать свою позицию – составляет основу стиля

А. ритуального

Б. манипулятивного

В. гуманистического

24. Тип взаимодействия, при котором осуществляется координация единичных сил участников, называют

А.кооперацией

Б.компромиссом

В. приспособлением

25. Тип взаимодействия, при котором осуществляется единоборство участников, называют

А.конкуренцией

Б.компромиссом

В. приспособлением

26. Основателем символического интеракционизм является

А. М. Мид

Б. Г. Мид

В. Л.А. Петровская

27. Представления о другом человеке с уровнем собственного самосознания

А. связано

Б. не связано

В. связано частично

28. Отождествление себя с другими называют

А.идентификацией

Б. рефлексией

В. каузальной атрибуцией

29. Процесс приписывания другому причин его поведения, когда информация об этих причинная отсутствует называют

А.идентификацией

Б. рефлексией

В. каузальной атрибуцией

30. Осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению называют

А.идентификацией

Б. рефлексией

В. каузальной атрибуцией

31. Заключается в тенденции переносить предварительную благоприятную или неблагоприятную информацию о человеке на реальное его восприятие

А. эффект установки

Б. эффект ореола

В. эффект «первичности и новизны»

32. Устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением –

А. стереотипизация

Б. идентификация

Б. рефлексия

В. каузальная атрибуция

33. Процесс формирования привлекательности человека для воспринимающего

А. аффилиация

Б. аттракция

В. адаптация

34. Основы изучения «психологии народов» заложили

А. Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн

Б. М.Лацарус, Г. Штейнталь

В. М.Вебер, Дж. Брунер

35. Для описания социальных характеристик пола в отличие от биологических, связанных с особенностями мужской и женской анатомии употребляют понятие

А. гендер

Б. особь

В. индивид

36. Способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей

А. внушение

Б. заражение

В. подражание

37. Способ воздействия людей друг на друга в условиях массового поведения, при котором осуществляется воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения, называют

А. внушением

Б. заражением

В. подражанием

38. Целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого -

А. внушение

Б. заражение

В. подражание

39. Механизмы, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм –

А. стереотипы

Б. санкции

В. нормативы

40. Установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения –

А. групповые нормы

Б. социальные ожидания

В.социальные санкции

41. Направление в изучении малых групп, связанное с именем Дж. Морено

А. социологическое

Б. социометрическое

В. школа «групповой динамики»

42. Направление в изучении малых групп, заложенное экспериментами Э.Мэйо -

А. социологическое

Б. социометрическое

В. школа «групповой динамики»

43. Доктрина «человеческих отношений» относится к направлению

А. социологическому

Б. социометрическому

В. школа «групповой динамики»

44. Наиболее «психологическое направление» исследования малых групп, связанное с именем К. Левина –

А. социологическое

Б. социометрическое

В. школа «групповой динамики»

45. Означает приспособленчество

А. конформизм

Б. избегание

В. компромисс

46. Конформизм с наличием конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодолением этого конфликта в пользу группы

А. констатируется

Б. не констатируется

В. может не констатироваться

47. Сплоченность межличностной аттракцией

А. обусловлена

Б. не обусловлена

В. обусловлена минимально

 

Ответы: 1 а; 2 с; 3 а; 4 б; 5 б; 6 а; 7 б; 8 а; 9 б; 10 а; 11 б; 12 а; 13 б; 14 а; 15 в; 16 б; 17 в; 18 в; 19 б; 20 а; 21 а; 22 в; 23 б; 24 а; 25 а; 26 б; 27 а; 28 а; 29 в; 30 б; 31 б; 32 а; 33 б; 34 б; 35 а; 36 б; 37 в; 38 а; 39 б; 40 а; 41 б; 42 а; 43 а; 44 в; 45 а; 46 а; 47 а.

8.2.2. Выберите правильный ответ:

1. Наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозге образа действительности на основе и посредством которого осуществляется регулирование поведения и деятельности человека, имеющий у него личностный характер

А. психология

Б. дифференциальная психология

С. Социальная психология

 

2. Наука о закономерностях поведения и деятельности людей, обусловленных включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп –

 

А. Возрастнаяпсихология

Б. Дифференциальная психология

С. Социальная психология