Неклассическая западная философия 19–н. 20 вв.: позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм.

Позитивизм – от латинского «positivus» — положительный. Основателем позитивизма является французский философ Огюст Конт (1798-1857). Позитивная научная дисциплина является эмпирической и объективной. Она занимается явлениями, как они нам даны, и их упорядоченными связями, которые могут быть обнаружены в ходе эмпирического исследования. Классическая механика может быть образцом позитивной науки, и социология должна следовать этой модели. Социология должна стать социальной наукой в том же смысле, в каком физика является естественной наукой. Поэтому социологию Конт называет социальной физикой. Для Конта главным в науке являются факты. Основным методом научного познания оказывается наблюдение, а главной функцией науки – описание. Религия видит в мире проявление божественной воли, философия ищет причины чувственно воспринимаемых вещей и событий в сфере невоспринимаемых, умопостигаемых сущностей.

Второй этап позитивизма называется «эмпириокритицизм», представителем которого был Эрнст Мах (1838-1916). Данный этап связан с кризисом классической физики. До середины 19 века основой физики была механика, которая считалась фундаментом всего естествознания. Все явления, изучаемые естественными науками, объяснялись механическим движением. Мир представлялся в виде больших механических часов, и учёные были убеждены в том, что сущность каждого явления должна быть механической, и, чтобы объяснить явление, нужно найти те причины, которыми оно обусловлено. Но электромагнитные явления, изучение которых было начато М. Фарадеем, никак не удавалось свести к механическим процессам. В 60-е годы Максвелл сформулировал систему математических уравнений, описывающих электромагнитные явления, но с точки зрения механистического объяснения эти явления оставались непонятными. К концу 19 века резко возрастает количество открытых наукой явлений, которым невозможно было дать объяснение с позиций механики. Например, открытие электрона, радиоактивности, рентгеновских лучей, кванта энергии. Было решено, что для науки достаточно дать точное математическое описание исследуемых феноменов, как это сделал Максвелл для электромагнитных явлений.

Третий период позитивизма имеет такие названия как неопозитивизм, логический позитивизм и аналитическая философия. Представители данного периода –Бертран Рассел (1872-1970)и Людвиг Витгенштейн(1889-1951).Главной задачей философии Рассел и Витгенштейн считали логический анализ языка, установление ясности выражений и уточнение смыла слов. Основная идея их учений – это соответствие языка и реальности. Язык состоит из логически взаимосвязанных атомарных словесных выражений, которые соответствуют атомарным фактам реальности. Неточные способы выражения мыслей в естественном языке рассматривались как несовершенные проявления внутренней логической формы языка, отражающей структуру мира. Для того чтобы утверждение было способным выражать знание оно должно быть, во-первых, хорошо сформулированным, то есть быть грамматически правильным; во-вторых, оно должно подтверждаться с помощью наблюдений. Утверждения, которые не удовлетворяют этим условиям, считаются бессмысленными.

Четвёртый период позитивизма имеет название «постпозитивизм». Представители: К. Поппер, Р. Карнап, П. Фейерабенд, Т. Кун, И. Лакатос. В данный период произошёл переход к изучению истории науки. Было доказано, что все научные теории зависят от психологических, социальных и культурных условий, в которых они формировались и продолжают развиваться. Постпозитивизм (букв. «после позитивизма») возник как критическая реакция на логический позитивизм. Постпозитивисты исследуют развитие научного знания и обосновывают его относительность. По мнению постпозитивистов, нет обязательной взаимосвязи между истинностью теории и ее верифицируемостью (возможностью проверки на опыте), как нет жесткого противоречия между общим смыслом науки и языком науки, а также не обязательно исключать неверифицируемые (метафизические, ненаучные) проблемы из философии; Что касается проблемы развития науки, то, по мнению постпозитивистов, наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания.

16)Философская мысль второй половины 20 века (дать краткую характеристику не менее 3-х направлений) В 70–90 гг. XX в. широкое распространение получают различные философские школы.

1. Постпозитивизм.Главную роль в постпозитивизме 90-х гг. играет критический рационализм, родоначальником которого является английский философ Карл Поппер — весьма популярный философ, социолог, логик, математический логик.

В конце 40–50-х гг. Поппер пишет работы, в которых отстаивает идеи социал-реформизма, критикуя при этом марксизм: «Открытое общество и его враги», «Нищета историцизма».

Поппер исследует важные проблемы: соотношения закона и тенденции, роли в жизни общества социальной технологии.

Суть философской концепции Поппера в том, что существуют три мира:

— философский;

— ментальный;

— мир объективной истины (мир роста научного знания).

По мнению Поппера, будущее науки — за принципом фальсификации,позволяющим отделить научное знание от ненаучного. Этот принцип является не логическим, а методологическим, его суть:

— если теория опровергнута, то она должна быть немедленно отброшена;

— лишь те теории должны считаться научными, которые могут быть опровергнуты, т. е. которые способны доказать свою ложность;

— важно различать «фактуально ложные» высказывания и логически ложные (противоречивые высказывания).

Методология науки. Американский философ и историк науки Томас Кунявляется представителем одной из школ постпозитивизма — философии науки.Он стал известен после выхода в свет его книги «Структура научных революций»,в которой Кун изложил свою концепцию философии науки — это конкурентная борьба научных сообществ, сопровождаемая сменой парадигм (моделей теоретического мышления, приверженных различным понятиям, законам, теориям и точкам зрения, с помощью которых идет процесс развития науки).

Кун ввел понятие «нормальной науки»,под которой понимается развитие науки в рамках конкретной, определенной парадигмы.

Философия (методология) науки взаимосвязана с таким философским направлением, как «научный материализм».Основными представителями его являются американские философы Э. Нагельи Д. Мор-голис,австралийский философ Д. Армстронг,аргентинский физик и философ М. Бунгеи др.

Основная задача «научного материализма» — соотношение материи и сознания.

«Научный материализм» объединяет несколько школ: школа «элиминативного материализма», считающая единым психическое и физическое (Армстронг, Уилкс); школа «кибернетического материализма», представляющая психическое как аналогию функциям ЭВМ (Пат-нэм, Сейр); школа «эмертжентистского материализма», понимающая психическое как результат эволюции материи (Бунге, Марголис, Сперри) и др.

Герменевтика. Герменевтика (разъясняю, истолковываю) — искусство и теория интерпретации текстов.

Герменевтики 70–90-х гг. разрабатывают «понимание» не как прикладную задачу, возникающую в процессе истолкования текстов, а как фундаментальную характеристику человека, как нечто, определяющее человеческое бытие и мышление.

Философия интуитивизма. В 80–90-е гг. получили распространение идеи интуитивизма, которые соединили интуицию с современным научным знанием — медициной, биологией, физикой и др.

Современные интуитивисты предлагают человеку выйти за пределы его чувственного земного опыта и опереться на духовный, мистический, религиозный опыт.