Немецкая классическая философия. «Чистый» и «практический разум» в философии И. Канта, субъективный идеализм И. Фихте.

Иммануил Кант был основоположником немецкой классической философии. В философии И. Канта можно выделить два этапа развития: докритический и критический. В докритический период, длившийся до конца 60-х годов XVIII века, Канта интересовали натурфилософские проблемы, то есть изучение бытия природного мира посредством философии – об основаниях природного мира, о его законах бытия и развития и т.д. В решении этих проблем Кант опирался на достижения естественно-научного знания того периода и на математику как способ познания природных явлений, а также на ньютоновскую теорию строения и движения Солнечной системы. Кант говорил, что наша Вселенная постоянно изменялась во времени, то есть, имела свою собственную историю, вытекающую из природных законов. В этом плане он отвергает идею сотворения мира Богом и его неизменности после сотворения. По мысли Канта, Бог никакого отношения к возникновению мира не имел. В докритический период Кант начал изучать проблему соотношения основания познания и основания бытия, которая для развития его философских взглядов приобрела фундаментальное значение. Второй период творческой деятельности Канта получает наименование «критического периода», в котором он революционным образом пересмотрел многие фундаментальные философские проблемы. Основные принципы своей философии Кант изложил в труде «Критика чистого разума». В нём он сформулировал свои знаменитые три вопроса, которые стали основой всех последующих философских идей И. Канта:

1. Что я могу знать? – ответ на него даёт теоретическая философия.

2. Что я должен делать? – ответ даёт практическая философия.

3. На что я могу надеяться? – ответ даёт философия религии.

Позднее к этим трем вопросам в одной из последних работ «Антропология» Кант добавляет четвертый вопрос: «Что есть человек?» – ответ на него даёт философская антропология, потому что эти проблемы разрешаются в непосредственном бытии человека. Поиск ответов на поставленные фундаментальные вопросы, которые по мысли И. Канта, являются единственными целями человеческого существования, составляет задачу человеческого разума, стремящегося к получению положительного знания. Чтобы выявить закономерности деятельности разума, направленного на получение истинного знания, И. Кант создает философскую теорию под названием «критика чистого разума». Её задачей он считает выявление общих законов познавательной деятельности разума и определения границ знания. Кант создал теорию познания, согласно которой субъект творит знания об универсальных всеобщих законах бытия, на основе принципа априори.

Иоахим Фихте. «Я» Фихте — деятельное абсолютное начало, само полагающее свое «не-Я», в преодолении которого способно бесконечно развертывать собственное содержание. Личному темпераменту Фихте всецело отвечает установка на деятельность как на смысл самого существования, назначение жизни и ее долг. Вполне понятно, что такая интерпретация уничтожает различие теоретического и практического, принципиальность дуализма мира свободы ноуменального человека и детерминированного мира природы. Отныне природа становится всего лишь средством реализации человеческой свободы. Мнимая независимость и самостоятельность разнообразных объектов природы может быть расколдована осознанием того, что эти объекты суть порождения активности абсолютного субъекта, его деятельной природы. Смысл философии Фихте, ее цель в этом и заключается. Обманчивая видимость, внушающая мысль о независимости всякого «не-Я» от «Я» определена несовпадением абсолютного и индивидуального «Я». Абсолютное «Я» само себя ограничивает и разделяет таким образом, что для этих конечных «я» существует противополагаемое им «не-я». Это и открывает бесконечное поприще для деятельности индивидуальных «я», каждое из которых выполняя свой долг в формах собственной жизни и деятельности, обнаруживает великую деятельность единого мирового «Я». Диалектика Фихте не знает завершающего тождества противоположностей и именно этот момент его философии вызвал критику Шеллинга и Гегеля.