Эпоха Просвещения и ее видные представители.

Просвещение как новое философское направление зародилось во Франции в первой половине 18 века и распространилось в других европейских странах, в Северной Америке и в России. Представителями Просвещения были Ф. Вольтер, Ш. Монтескьё, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро. Во Франции Просвещение приняло форму материализма и атеизма и подготовило почву для появления социалистических идей. Просветители решали не только философские и научные проблемы. Они ставили перед собой социокультурные задачи, пытаясь просветить народ, научить его пользоваться возможностями своего разума, освободить людей от предрассудков, научить их критически относиться к предлагаемым религиозным и социальным проектам, опираясь на достижения науки и принципы материалистической философии. Просветители утверждали веру в человеческий разум, который наиболее полно реализуется в науке и технике. Они идут дальше Декарта, Спинозы и Лейбница, поскольку освобождают разум от врожденных, априорных истин, религиозных откровений. Социальный прогресс просветители видят в распространении знания и науки в обществе.

Франсуа Мари Вольтер был основателем французского Просвещения. Философию Вольтер понимал как великое орудие разума в борьбе против неразумного, отживающего свой век общества. Вольтер был сторонником механики и физики Ньютона и признавал Бога как начало приводящее всё в движение. Бог – это свойственный природе принцип действия, а не особая субстанция или основа мира. Сознание – это свойство материи, присущее только живым телам. Бог наделил материю способностью мыслить. Вольтер выступал за научное исследование природы. Он отвергал учение Декарта о душе и врождённых идеях. Источником знания Вольтер считал наблюдение и опыт. Он развивал сенсуализм Джона Локка.

Жан-Жак Руссо высоко оценивал общественный прогресс, но он же был первым, кто указал на его противоречивый характер, связанный с тем, что развитие культуры создает искусственные потребности и отдаляет человека от природы. В условиях противоречивого общества развитие наук и искусств может принять антигуманный характер и усложнить жизнь общества. Руссо критиковал феодализм и деспотический режим, высказывался за буржуазную демократию и равенство людей. В теории познания Руссо придерживался сенсуализма, но при этом нравственные идеи признавал врождёнными. Материю и дух он считал двумя вечно существующими началами и признавал бессмертие души. Природу Руссо понимал как предмет эстетического восхищения.

Монтескьё Шарль Луи де Секонда был против монархизма и клерикализма. Он считал ложными все религии, но при этом признавал существование Бога, поскольку придерживался деизма. Монтескьё создал 3 вида власти: законодательная, исполнительная, судебная.

Дени Дидро был представителем французского материализма. Началом в теории познания Дидро была идея о всеобщей чувствительности материи, которая проявляется в способностях человека в виде ощущений. Развивая эту идею Дидро создал материалистическую теорию психических функций, предвосхитившую последующее учение о рефлексах. По этой теории люди также как и животные наделены памятью и ощущением. Дидро отверг представления идеалистов о спонтанности мышления. Все умозаключения коренятся в природе, и человек только находит известные ему из опыта явления, между которыми существует связь. Дидро придерживался взглядов Локка о первичных и вторичных качествах. Также Дидро следовал идее Бэкона о том, что опытное знание предназначено для совершенствования и увеличения могущества человека. Главными методами познания являются наблюдение и эксперимент. На основе этих двух методов можно достигнуть знания, если не полностью достоверного, то высоко вероятного.

Гольбах Поль Анри был представителем французского материализма. Его основное сочинение «Система природы» является систематизацией материалистических и атеистических идей эпохи Просвещения. По мнению Гольбаха, материя – это всё то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства. Материя состоит из неизменных и неделимых атомов, основные свойства которых – это протяжённость, вес, фигура, непроницаемость. Человек – это часть природы подчинённая её законам. Всё происходящее в мире подчинено законам природы. В теории познания Гольбах придерживался сенсуализма и выступал против агностицизма.