Философия и наука эпохи Возрождения: Николай Кузанский, Н. Коперник.

Главная особенность данной эпохи – это возрождение антропоцентризма и рационализма античной культуры, а также отказ от теоцентризма средневековья.

Гуманизм (лат. humanus — человеческий) означает стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни. Данте(1265-1321 гг.) известен своим произведением «Божественная комедия». Христианство Данте принимает как неизменную истину, но при этом дает новое понимание отношения божественного и человеческого. Он не противопоставляет эти начала, а видит их во взаимном единстве. Человек определён Богом и природой. Бога нельзя противопоставлять творческим силам человека. Франческо Петрарка(1304-1374 гг.) отвергал культ авторитета. Он склоняется также к идее активной самореализации человека, его антропоцентризм выступает как противовес средневековому теоцентризму.

Пантеизм. Философское решение Николаем Кузанским(1401-1464 гг.) проблемы отношения Бога и мира является теоцентрическим, но в то же время содержит элементы, отличающиеся от средневекового богословия. Он говорил, что познание вещей возможно при помощи чувств и разума, но знание о конечных вещах всегда выходит за свои пределы. Исходя из этого, целью познания должен быть Бог, которого можно познать только символически. Бог не является чем-то вне мира, он находится в единстве с миром. Предметом познания является пантеистический бог, который существует в единстве с чувственно воспринимаемым миром природы. Познание Бога является делом разума, а не веры. Джордано Бруно в качестве основы выделяет понятие «Единое», которое понимается как неразвернутая причина всего существующего, конкретного, материального. В Едином заключается внутренняя способность материи быть всеобщей формой вселенной, формой всех форм. Эту способность, удерживающую мир в единстве и в то же время в разнообразии, Бруно называет «душой мира», которая не только существует внутри материи, но и господствует над ней. Эта мировая душа представляет всеобщий разум, является внутренним действием материи, формирует её изнутри. Душа является формой всех вещей.

Натурфилософия. Николай Коперник(1473-1543 гг.) разрушил старое геоцентрическое представление об устройстве космоса, и создал новую гелиоцентрическую теорию. Его основной труд называется «О круговых движениях небесных тел». В нём он обосновывает следующие положения. Во-первых, Земля вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение звездного неба. Во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, которое находится в центре мира. Таким образом, Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса. Как и Николай Кузанский, Коперник считает, что Вселенная неизмерима и бесконечна, а Земля очень мала по сравнению с Вселенной. Учение Коперника было революционным событием в истории науки. Галилео Галилей(1564-1642 гг.) путем экспериментальных исследований сделал ряд открытий, сформулировал научные законы. При помощи телескопа, который он сам сконструировал, он обнаружил, что поверхность Луны и Солнца не гладкая, что Млечный Путь является сложной системой звезд, открыл четыре спутника Юпитера, фазы Венеры. Наибольшей заслугой Галилея было подтверждение правильности гелиоцентрического подхода Коперника к объяснению мира. Галилей развивал новую методологию науки, основывающуюся на экспериментах, математических вычислениях и геометрических построениях. Этим он способствовал формированию материалистического мировоззрения.

Последнее направление в культуре эпохи Возрождения – это реформация. Главный представитель – Мартин Лютер(1483-1546 гг.), который был основателем протестантизма – нового направления в христианстве. Учение Лютера известно как лютеранство. Лютер выступил против церкви как единственного посредника между богом и человеком. Он был против прощения грехов священниками, поскольку люди пользовались этим в корыстных целях. Это стало сигналом к всеобщему выступлению против моральной нечистоплотности римской церкви и против католицизма вообще. Возможность спасения он усматривает в непосредственной вере в Библию, в слово Божие, как оно есть в Евангелии. Поэтому его учение называется евангелическим. Спасение человека не зависит от церковных таинств, обрядов и жертв в пользу церкви. Только вера в Бога и осознание личной моральной ответственности является единственным средством оправдания людей.