Философия эпохи эллинизма и Древнего Рима: киники, эпикурейцы, скептики, стоики и неоплатоники.

Киники. Наиболее видные представители школы киников — ученик Сократа Антисфен (ок. 450 — ок. 360 до н.э.) и Диоген (ок. 400 — ок.-325 до н.э.). Антисфен проповедовал опрощение жизни, отказ от каких-либо потребностей. Он призывал к тому, чтобы быть ближе к природе. По Антисфену, не должно быть ни правительства, ни частной собственности, ни брака. Его последователи резко осуждали рабство. Славу Антисфена превзошел его ученик Диоген.

Философия эпикуреизма. Школа эпикуреизма возникла от имени её основателя –Эпикура. Высшим благом Эпикур признавал удовольствие, которое он понимал как отсутствие страдания. Удовольствие должно быть подчинено благоразумию. Умение сочетать разумное и приятное даётся человеку не легко, поэтому душевное равновесие или спокойствие души (атараксия) достигается в ходе долгого обучения. Человек должен быть свободен от страха перед природой и смертью, избегать отрицательных страстей и ненависти.

Философия стоицизма. Школа стоиков была основана Зеноном Китионским. Он проводил собрания школы в греческом городе Стоя, откуда и произошло название «стоицизм». Счастье, согласно стоикам, есть следование природе, внутренне разумное спокойствие, рациональное приспособление к окружающим условиям ради самосохранения. Все равны перед природой, поэтому требование самосохранения распространяется на всех. Стремление же к собственному сохранению каждым есть условие ненанесения вреда другому. Стоическая этика выдвигает на вершину человеческих усилий добродетель. В учении стоиков развит момент смирения с судьбой. Человек должен подчиняться космическому порядку, он не должен желать того, что не находится в его власти.

Философия скептицизма. Скептики отвергали само познание как таковое. Если воздержаться от всяких суждений о вещах, то можно достичь устойчивого и невозмутимого покоя. В этом они видели высшую ступень блаженства.Доводы против правильности как чувственного восприятия, так и разумного познания, скептики объединили в десять тезисов. В первом тезисе подвергаются сомнению положения о действительности различия физиологической структуры видов животных. Во втором подчеркиваются индивидуальные различия людей с точки зрения физиологии и психики. В третьем говорится о различии чувственных органов, в которых одни и те же вещи вызывают разные ощущения. Четвертый обращает внимание на факт, что на познание влияют различные состояния воспринимающего субъекта (болезнь, здоровье, сон). Пятый тезис отражает влияние расстояния, положений и пространственных отношений на восприятие. В шестом говорится, что ни одно восприятие не относится изолированно к нашим чувствам без примеси других факторов. Седьмой тезис указывает на различные воздействия разного количества одного и того же вещества или материи. Восьмой опирается на тот факт, что определение взаимоотношений между вещами является относительным. Девятый тезис отражает тот факт, что «привычные и непривычные вещи» вызывают различные чувства. Десятый тезис поддерживает убеждение в том, что ничего нельзя утверждать позитивно — ни существование различных прав, ни привычек, ни воззрений, ни проявлений веры и т. д.

Философия неоплатонизма. Неоплатонизм в определенной мере проявляется в отказе от рационализма предшествующего философского мышления. Представителем неоплатонизма является Плотин. Он считал, что основой всего существующего является сверхчувственный божественный принцип, который является непознаваемым. Все остальное, что существует в мире, производно от этого истинного бытия. Природа сотворена так, что через материю проникает божественный принцип. Плотин создает градацию существования. На вершинах этой градации стоит божественный принцип, далее — божественная душа, а ниже всего — природа.

Душа является определенным переходом от божественного к материальному. Душа — это нечто чуждое материальному и телесному. Данное понимание души отличается от понимания эпикурейцев, греческих и римских стоиков. Согласно представлениям Плотина, душа не связана с телом органически. Она является частью общей души. Телесное должно быть преодолено. В этом состоит смысл учения об этике. Принцип добра соединен с божественным разумом или душой. Зло связано с материальным чувственным миром. Истинным познанием является познание божественного принципа, который не может быть познан чувственным или рациональным путем.