Классическая античная философия. Платон.

Философия Платона. Платон (428-348 гг. до н.э.) был учеником Сократа.

Платон создал иерархию идей. Выше всего стоит идея красоты и добра. Она превосходит всё реально существующее добро и красоту и так же, как и другие идеи совершенна, вечна и неизменна. Познание или достижение этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценности жизни. Наиболее подробно учение Платона об идеях разработано в диалогах — «Пир», «Закон», «Федон» и «Федр».

Платон занимает идеалистическую позицию и в вопросах теории познания. Она представлена в диалогах «Федр» и «Менон». Здесь Платон отделяет чувственное познание от рационального. Чувственное познание, предметом которого является материальный мир, выступает как вторичное, несущественное, потому что даёт знание о кажущемся бытии, но не о бытии подлинном. Истинное, настоящее познание, согласно Платону, — это познание, проникающее в мир идей, познание разумное. Основой теории познания Платона является учение о воспоминании. Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, когда свободно существовала в царстве идей.

Идеализм присутствует и в космологических представлениях Платона. Он отвергает учение о материальной сущности мира. Космос только один и не является вечным. Он конечен и имеет шаровидную форму. Центром космоса является Земля, окруженная планетами и неподвижными звездами, которые находятся на седьмой отдаленной сфере. Небесные тела Платон считает одушевленными существами, богами. Движение небесных планет вызвано именно их душами. Создателем мира является демиург, который сообщил миру определенный порядок и последовательность.

Государство, по Платону, возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Платон не стремится к познанию общества и не занимается исследованием общественных проблем. Он создаёт теорию идеального государства, которое является логическим следствием из его учения об идеях. Идеальное государство возникает как общество трех социальных групп: 1) правители – это философы; 2) стратеги это воины, задача которых охранять государство; 3) производители – это земледельцы и ремесленники, которые обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей. Эти три сословия соответствуют трем частям души. У философов преобладает разумная часть души, у воинов преобладает воля и благородная страсть, у ремесленников и земледельцев преобладают чувственность и влечения, которыми они должны уметь управлять. Трем основным сословиям соответствуют также три из четырех основных добродетелей. Мудрость является добродетелью правителей и философов, храбрость - добродетель воинов, а умеренность - добродетель народа. Четвертая добродетель — справедливость - относится ко всем сословиям.

С позиции своего идеального государства Платон классифицирует существующие государственные формы на две большие группы: приемлемые государственные формы и регрессивные — упадочные. Первое место в группе приемлемых государственных форм занимает идеальное государство. Из существующих государственных форм ближе всего к нему стоит аристократия, а именно аристократическая республика, а не аристократическая монархия. К упадочным государственным формам Платон относит тимократию. Это власть нескольких личностей, основанная на военной силе, то есть на добродетелях средней части души. Существенно ниже тимократии стоит олигархия. Это власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, которые тесно связаны с низкой, чувственной частью души. Ниже олигархии стоит демократия — это власть толпы, неблагородного демоса. Самая последняя упадочная форма – это тирания. Социальной функции и общественному призванию идеального государства соответствует определённая система воспитания. Она направлена прежде всего на воспитание стражей и правителей. Важное место в ней занимает гимнастика — телесное воспитание. Следующим элементом воспитания является обучение чтению, письму и мусическим предметам до того уровня, который позволен в области искусства идеальным государством. Вся система завершается изучением арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки.