Философское осмысление человека в античности: софисты, Сократ.

Классический период античной философии. Вершина развития античной греческой философии приходится приблизительно на время от второй половины 5 до конца 4 в. до н. э. Это период расцвета греческой рабовладельческой демократии. Рабовладельческая демократия давала возможность свободным гражданам участвовать в управлении своих городов «полисов». Это требовало владение знаниями в области философии, риторики, политики и судебного дела. Значительный упор делался на риторику – это искусство ведения споров. Смысл риторики состоит в чётком различии значения слов и изменения этого значения в разных контекстах. То есть риторика – это манипуляция логической и грамматической структурой речи. Тот, кто владел риторикой в совершенстве, считался мудрым и именовался софистом (от греческого «софос» — мудрый). Данное направление в древнегреческой философии называлось софистикой. Характерная особенность софистики в том, что целью познания является человек, а не природа.

По мнению Протагора у материальных вещей нет никакой скрытой сущности, а есть только сами вещи, которые даны в ощущениях. Но человеческие ощущения противоречивы, поэтому, по словам Протагора, «относительно каждой вещи можно выставить два противоположных суждения». Исходя из этого знание человека о вещах субъективно, относительно и противоречиво. Поэтому Протагор и другие софисты уделяют большое внимание не самому знанию как таковому, а главному средству передачи знания – языковой речи. Известным софизмом является спор Протагора с его учеником Эватлом.

Философия Сократа. Для софистов изучение природы не было главным, и они постепенно переходили к познанию человека. Сократ (469-399 гг. до н.э.) в этом направлении идет ещё дальше. Он отвергает всю натурфилософию и начинает изучать только человека, его отношение к обществу, законам и к Богу. Главной задачей философии он полагал рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Его известное изречение – «знаю, что ничего не знаю» — является объяснением необходимости глубокого познания человеком самого себя. Своим призванием Сократ считал не формирование новых философских теорий, а воспитание людей, которое он осуществлял в дискуссиях и беседах.

Сократ говорил о некоем внутреннем голосе, который он называл даймонионом и который был гарантией постижения истины. Даймонион, согласно Сократу, имел божественное происхождение. Именно посредством этого даймониона боги выделяют человека и сообщают смысл всему мирозданию.

Познание добродетели, то есть познание того, что есть «нравственное», является предпосылкой нравственной жизни и практического достижения добродетели. Целью познания является не природа, а мораль. Познать нравственное и достичь добродетели могут только «благородные люди». По словам Сократа «Земледельцы и другие работающие весьма далеки от того, чтобы знать самих себя… Ведь они знают лишь то, что надлежит телу и служит ему… А потому, если познание самого себя есть закон разума, никто из этих людей не может быть разумным от знания своего призвания».

Основными добродетелями Сократ считает сдержанность (независимость от страсти), мужество (преодоление опасности) и справедливость (соблюдение божественных и человеческих законов). Эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Добродетели также как и моральные нормы, и законы, основанные на них, Сократ считал вечными и неизменными.

Сократ распространял свои взгляды в разговорах и дискуссиях. В них же сформировался философский метод Сократа. Целью метода было достижение истины путём обнаружения противоречий в утверждениях противника, столкновение их и формирование таким образом нового знания. Это стало источником развития диалектики. В этом же состояла сократовская ирония, целью которой было стремление помочь людям, чтобы они нашли «сами себя» и пришли к истине.