Древнегреческая натурфилософия.

Всех натурфилософов объединяет одна общая цель – это изучение природы и поиск мирового первоначала. Фалес(625–547 гг. до н. э.) считал, что вода – это первый элемент из которого возник весь мир. Жизнь – это водная стихия, всё начинается в воде и в ней заканчивается. Земля покоится на воде. Фалес был первым, кто предложил научное объяснение разных природных явлений.

Ученик Фалеса Анаксимандр(610-546 гг. до н.э.)первоначалом считал бесконечное или беспредельное в пространстве и времени, которое имеет название «апейрон».

Анаксимен (585-525 гг. до н.э.) первоначалом считал воздух. Воздух лучше других элементов способствует взаимопревращениям вещей. Охлаждаясь, воздух становится водой и затем землёй. Разряжаясь и расширяясь, воздух становится огнём.

Гераклит (544-483 гг. до н.э.) первоначалом считал огонь. Огонь содержит непрерывное изменение, гармонию противоположностей и контрастов. Соответственно свойствам огня весь мир находится в постоянном движении и изменении за счёт взаимодействия противоположностей, которое имеет название «диалектика».

Пифагор (570-490 гг. до н.э.) первоначалом считал число. В идею числа Пифагор вкладывал не только математический смысл, но ещё и мировоззренческий. Весь мир представляется в виде численно упорядоченной гармонии, познаваемой во всех её частях. Ученики Пифагора сформировали основу музыкальной грамоты, установив гармонические соотношения октавы, квинты и кварты. Также пифагорейцами были описаны числовые закономерности года, сезона, дней и месяцев, инкубационные периоды созревания зародышей, циклы биологического развития.

Ксенофан (580-485 гг. до н.э.) первоначалом считал землю. Его учение было направлено против мифологического, религиозного представления о возникновении и развитии мира в трудах Гомера и Гесиода, которым он давал материалистическое объяснение.

Парменид (540-450 гг. до н.э.) доказывает, что бытие вечно, неподвижно и неизменно. Действительно существует не то, что человек воспринимает и чувствует, а то, что он мыслит. Отсюда утверждение о том, что мыслимое существует, а немыслимое, не существует. Все эти утверждения были отражены в парадоксах Зенона – апориях (от греческого «затруднение», «безвыходное положение»): «Стрела», «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха». С их помощью он хотел доказать, что бытие едино и неподвижно, а множественность и движение не могут быть мыслимы без противоречия и поэтому они не существуют.

Эмпедокл (490-430 гг. до н.э.) первоначалом считал все четыре ранее названных элемента: огонь, вода, земля, воздух в их взаимодействии. Они подчинены двум космическим силам – любви и ненависти. Когда верх берёт любовь, то мир превращается в сферу. Когда верх берёт ненависть, то мир превращается в хаос.

Анаксагор (500-428 гг. до н.э.) первоначалом считал частицу под названием «гомеомерия». Эти частицы лежат в основе всех вещей. Также в философии Анаксагора существует такое понятие как «нус» — это разум. Он присутствует не только в человеке, но и во всех вещах, только в разной степени. Нус приводит все в порядок и с помощью него хаос превращается в космос. Дальше образуется вихрь и затем возникает мир.

Демокрит (460-370 гг. до н.э.) первоначалом считал неделимые частицы – атомы. Формы атомов бесконечно разнообразны, поэтому бесконечны миры из них образованные. Возникновение и уничтожение всех вещей происходит путём соединения и разъединения атомов. Четыре основных элемента физического мира – огонь, вода, земля и воздух тоже состоят из атомов. Познание окружающего мира возможно потому, что душа человека состоит из атомов и предметы, которые он познаёт, тоже состоят из атомов. Сами атомы познаются только умом, а не чувствами.