Потенциальные конкуренты
Конкурентное давление возникает из-за угрозы вхождения в отрасль новых конкурентов.
Возможные действия: приобретение фирмы для достижения эффекта масштаба при производстве; конечного продукта или его компонента; ограничение доступа к источникам сырья
Рис. 3.2. Модель анализа конкуренции М. Портера
PEST-анализ факторов макросреды:
A. Соперничество между существующими предприятиями.Конкуренция среди производителей возникает в связи с тем, что у одно- го или нескольких предприятий появляется возможность лучше других
удовлетворять запросы потребителей или необходимость улучшить свою деятельность. Стратегия конкуренции представляет собой сово- купность наступательных и оборонительных действий, связанных с дос- тижением рыночного успеха, приобретением конкурентного превосход- ства над соперниками, а также защитой своей конкурентной позиции.
Взаимодействие соперничающих предприятий имеет следующие черты:
· конкурентная борьба осуществляется с более или менее постоян- ным упорством за лучшую рыночную позицию. При этом соперники формулируют и постоянно пересматривают свои стратегии;
· стратегии конкурирующих предприятий отличаются большим разнообразием;
· каждый из производителей стремится выбрать такую конкурент- ную стратегию, которую трудно скопировать или расстроить;
· действия предприятий-соперников приводят к созданию новых условий спроса-предложения товаров.
Конкуренция среди соперничающих предприятий может иметь разные формы и проходить с различной степенью интенсивности. Ин- тенсивность конкуренции зависит от многих факторов: числа предпри- ятий и их размеров, специфики продукции; характера спроса и перспек- тив развития отрасли; наличия барьеров выхода из отрасли. Усиление конкуренции предприятий-соперников приводит к снижению прибыль- ности отрасли, так как увеличивает затраты на рекламу, совершенство- вание продукции и др.
Б. Возможности появления новых конкурентов в отраслизави- сят от так называемых барьеров входа в отрасль.
Барьеры входа в отрасль – это препятствия, которые необходимо преодолеть для организации бизнеса и успешной конкуренции в отрасли. Барьерами входа в отрасль могут быть:
· приверженность покупателей торговой марке;
· контроль над клиентами сбыта;
· экономия на масштабе производства;
· переходные затраты (одноразовые затраты, связанные, например,
со сменой поставщика);
· политика правительства, направленная на защиту отрасли через
требование лицензирования, ограничение доступа к источникам сырья.
ПРИМЕР 8.Фармацевтическая промышленность является одной из самых прибыльных отраслей, но доступ в нее сильно затруднен: от- расль защищена патентами, и нужны большие средства на проведение научных исследований.
В. Угроза появления товаров-заменителейзависит от цены про- изводства заменителей и готовности покупателей принять такую заме- ну. Примером угрозы товара-заменителя может быть замена натураль- ной кожи на кожзаменитель в производстве сумок и обуви. Наличие этого фактора конкуренции приводит к появлению в отрасли некоторо- го потолка цен, при котором покупатели переориентируются на товары- заменители. Указанное явление необходимо учитывать в ценовой поли- тике предприятия.
Г. Экономические возможности поставщиков.Поставщики пред- ставляют собой реальную рыночную силу в том случае, если поставляе- мый ими товар составляет существенную часть издержек отраслевой продукции, критически важен для производственного процесса и(или) в значительной степени влияет на качество отраслевого продукта. Постав- щики могут влиять на отрасль, пользуясь своей возможностью подни- мать цены или снижать качество поставляемых товаров или услуг.
Влияние поставщиков велико в следующих ситуациях:
· доминирует несколько предприятий-поставщиков;
· концентрация в отрасли-поставщике выше, чем в отрасли-
потребителе;
· продукция отличается высокой степенью дифференциации или
переходные затраты высоки;
· от предприятий-поставщиков исходит угроза прямой интеграции
в отрасль-потребитель.
Д. Экономические возможности покупателейопределяются их
способностью навязывать продавцам условия сделки. Влияние покупа- телей велико в нескольких ситуациях:
· отрасль, представляющая товар на рынок, состоит из большого числа относительно некрупных продавцов;
· число покупателей незначительно, товар закупается в большом количестве;
· продукция стандартизирована, и имеются альтернативные вари- анты покупки;
· покупатели имеют возможность прямой интеграции в отрасль и налаживания собственного производства продукции.
ПРИМЕР 9.В российской практике влияние покупателей велико на рынке молочных продуктов, хлеба, картофеля. С одной стороны, на- селение как непосредственный потребитель имеет возможность выбора места покупки (уличная торговля, магазин), с другой – переработчики сельскохозяйственной продукции как оптовые покупатели существенно уменьшают прибыль производителей, занижая рыночную цену.
Каждая отрасль экономики уникальна, имеет только ей присущую структуру и соотношение сил конкуренции, поэтому действия по уменьшению влияния конкурентов на деятельность предприятия суще- ственно зависят от отрасли. Ценность модели пяти сил конкуренции со- стоит в том, что она помогает определить структуру и масштабы конку- ренции в конкретной отрасли.
3. Концепция «движущих сил конкуренции».Основные экономи- ческие показатели и структура отрасли описывают ее текущее состояние и не позволяют объяснить происходящие изменения в конкурентном ок- ружении предприятия. Концепция движущих сил конкуренции исходит из того, что имеются факторы внешней среды, действия которых определяют направление и интенсивность отраслевых изменений.
Анализ отраслевых движущих сил состоит из двух этапов. Первый – идентификация движущих сил, второй – исследование их влияния на изменения отраслевых экономических показателей.
Наиболее общими движущими силами являются:
· изменение динамики спроса на продукт в долгосрочном периоде; · изменения в составе покупателей и способах использования про-
дукта;
· продуктовые и технологические инновации;
· маркетинговые инновации;
· вхождение и выход из отрасли крупных предприятий;
· распространение ноу-хау;
· усиление глобализации отрасли;
· изменения в удельных затратах и эффективности;
· снижение или возрастание неопределенностей и риска.
Основные движущие силы отрасли называют доминантными.
Их число не должно превышать 4.
4. Определение ключевых факторов успеха.Итогом отраслевого
анализа является определение и последующий прогноз ключевых фак- торов успеха отрасли.
Ключевые факторы успеха– это общие для всех предприятий от- расли управляемые переменные, реализация которых дает возможность улучшить конкурентные позиции предприятия в отрасли. В основе клю- чевых факторов успеха могут лежать разные сферы деятельности пред- приятия:
· НИОКР;
· маркетинг;
· производство; · финансы и т. п.
В табл. 3.2 приведены ключевые факторы успеха отдельных отрас- лей.
Таблица 3.2 Ключевые факторы успеха различных отраслей
В процессе стратегического анализа необходимо выделить ключе- вые факторы успеха данной отрасли, а затем разработать мероприятия по овладению наиболее важными факторами успеха в конкуренции.
3.4. Цели и принципы стратегического анализа внутренней среды
При разработке стратегии предприятия менеджеры должны ис- пользовать не только внешнюю среду, но и ситуацию внутри предпри- ятия. Необходимо идентифицировать те внутренние переменные, кото- рые могут рассматриваться как сильные и слабые стороны предприятия; оценить их важность и установить, какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ. Для этого проводится ана- лиз внутренней среды предприятия.
Анализ внутренней среды предприятия– это процесс комплекс- ного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, на- правленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем. По сути, анализ внутренней среды предприятия является второй частью SWOT-анализа, связанной с выявлением сильных и слабых сторон деятельности органи- зации.
Цель внутреннего анализа– оценить стратегическую ситуацию на предприятии с учетом имеющихся ограничений сильных и слабых сторон. В зависимости от конкретной ситуации стратегический анализ внутренней среды предприятия может быть в той или иной степени уникальным, но при этом должно соблюдаться главное условие – пол- нота стратегического анализа, его качество и конечная эффективность.
В основе анализа внутренней среды предприятия должны лежать следующие принципы:
Отрасль | Факторы успеха |
Пищевая | Имидж фирмы, качество продукции, простота технологии, эффект масштаба, сбытовая сеть |
Нефтегазовая | Местоположение источников сырья, коммуникации |
Фармацевтическая | Финансовые ресурсы, исследовательская база, инновации, сбытовая сеть |
· системность– означает рассмотрение предприятия как сложной системы, включающей ряд функциональных подсистем (видов деятель- ности) и компонентов (структурных подразделений);
· комплексность– предполагает анализ всех составляющих час- тей предприятия;
· сопоставимость– требует проведения анализа всех внутренних переменных в динамике и в сравнении с аналогичными показателями конкурентных фирм;
· уникальность или цели специфики предприятия.
5.2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия
Сильные стороны– это опыт и ресурсы, которыми владеет пред- приятие, а также стратегически важные сферы деятельности, позво- ляющие побеждать в конкурентной борьбе.
Слабые стороны– это недостатки и ограничения, препятствую- щие успеху.
Существует множество источников сильных и слабых сторон дея- тельности предприятия, часть из которых рассмотрена при анализе от- расли. Так, к числу сильных сторон можно отнести серьезные и явные потребительские предпочтения, возможность экономии на масштабах. Слабой стороной предприятия являются серьезная зависимость от внут- реннего рынка объема прямых продаж, неспособность удовлетворять потребности новых сегментов рынка и др.
Определение сильных и слабых сторон следует проводить по всем направлениям деятельности предприятия:
· организация и общие управления; · производство;
· маркетинг;
· финансы и учет;
· управление кадрами и др.
Ниже приведен набор факторов, и ключевых вопросов для их ана- лиза в сфере производства (табл. 3.3).
Оценка факторов сильных и слабых сторон предприятия дается в сравнении с рыночным лидером по интервальной шкале путем при- своения каждому фактору определенного веса, например от 1 (незначи- мый) до 5 (выдающийся).
Таблица 3.3 Анализ сильных и слабых сторон предприятия
в сфере производства
Факторы | Вопросы для анализа |
1. Стоимость сырья и его доступность, отношения с поставщиками | Соответствуют ли произ- водственные мощности со- временным требованиям? |
2. Система контроля запасов, оборот запасов | Насколько эффективно ис- пользуются производствен- ные мощности, существуют ли возможности для рас- ширения производственной базы? Какова отдача от исследо- ваний и разработок? Приводят ли НИР к созда- нию принципиально новых продуктов? |
3. Местонахождение производства | |
4. Экономия от масштаба производства | |
5. Эффективность использования мощностей, прогрессивность оборудования | |
6. Степень вертикальной интеграции, чистая продукция, прибыль | |
7. Контроль за процессом приготовления продукта | |
8. Закупка | |
9. Исследования и разработка, инновации | |
10. Патенты, торговые марки и аналогичные формы защиты товара | |
11. Величина издержек |
ПРИМЕР.Сильные и слабые стороны предприятия:
Показатели | Степень важности показателя (в баллах от 1 до 3) | Балльная оценка конкурентоспособности | ||||
Сильные стороны:
| 3 2 | * | * | * | ||
Итого | ||||||
Слабые стороны:
| 3 2 2 | * * | * | |||
Итого |
Определение главных достоинств. Стратегия предприятия долж- на учитывать сильные, слабые стороны бизнеса и опираться на его главные достоинства.
Главные достоинствахарактеризуют исключительную компетен- цию (уникальные преимущества) предприятия в решении поставленных
задач. Уникальные преимущества основываются на особо эффективном сочетании ресурсов, которые делятся на осязаемые и неосязаемые.
Осязаемые ресурсы– это физические и финансовые активы пред- приятия, отраженные в бухгалтерском балансе (основные фонды, запа- сы, денежные средства и т. д.). Они определяют техническую компетен- цию предприятия. Неосязаемые ресурсы – это, как правило, качествен- ные характеристики бизнеса. Сюда относят:
· не связанные с людьми неосязаемые активы – торговая марка, выгодное месторасположение, престиж, имидж предприятия;
· неосязаемые человеческие ресурсы – специальные знания персо- нала, опыт, известность управленческой команды.
В отличие от сильных и слабых сторон, для которых возможна внутренняя оценка, уникальные преимущества предприятия должны восприниматься потребителями как таковые, т. е. представлять для них известную ценность.
В условиях конкуренции происходит «размывание» уникальных преимуществ предприятия, и со временем они теряют свою силу. С по- зиции значимости для бизнеса можно выделить три категории ключе- вых компетенций:
1. «Отработавшие», которые уже взяты на вооружение основными конкурентами и превратились в своего рода отраслевые стандарты. Они не дают предприятию конкурентных преимуществ и являются обяза- тельным условием выживания на рынке.
2. «Неперспективные», которые в данный момент сохраняют силу, но в ближайшем будущем могут стать широкодоступными. В кратко- и среднесрочном периоде предприятие должно защищать такие пре- имущества и максимально их использовать. Служить базой долгосроч- ной стратегии они не могут.
3. «Устойчивые» компетенции, которые предприятие может защи- щать на протяжении длительного времени.
При разработке стратегии необходимо дать обоснованную оценку имеющихся ресурсов и уникальных преимуществ. Ниже приводится пе- речень ключевых вопросов для их анализа:
· Какими уникальными преимуществами располагает организация в настоящее время, как долго они сохранят свою силу и когда обретут положение отраслевых «стандартов»?
· Каким образом эти преимущества могут быть «защищены», раз- виты и использованы в рамках стратегии?
· Способно ли предприятие на базе имеющихся ресурсов создать новые, оригинальные комбинации ресурсов, которые в будущем могут быть трансформированы в его главные достоинства?
· Учитываются ли уникальные преимущества предприятия в его производственной, сбытовой и научно-технической политике?
5.3. Стратегический анализ издержек и «цепочка ценностей»
Стратегический анализ издержек на основе «цепочки ценностей» направлен на выявление сильных и слабых сторон предприятия, а также его конкурентных преимуществ.
Цепочка ценностей отдельного предприятия показана на рис. 3.3.
Инфраструктура предприятия: общее управление, бухучет, финансы, информационные системы
Управление персоналом: привлечение кадров, обучение, продвижение по службе
Технологическое развитие: оборудование, ноу-хау в технологии, транспортные средства и способы транспортировки
Материально-техническое обеспечение основных видов деятельности: все операции с поставщиками и подрядчиками
Сервис: монтаж, ремонт и т. д.
Прием
и хранение материалов, необходимых для производ- ства
Производ- ство: обработка, сборка, упаковка, контроль качества
Распреде- ление про- дукции: складиро- вание готовой продукции и ее дос- тавки по- купателям
Маркетинг и сбыт: реклама, продвиже- ние про- дуктов, выбор каналов сбыта
Основная деятельность
Рис. 3.3. «Цепочка ценностей» Портера
Анализ «цепочки ценностей» исходит из предположения о том, что основной экономической целью предприятия является создание стоимо- сти, превышающей реальные издержки производства.
«Цепочка ценностей» дает представление о стратегически связан- ных видах деятельности предприятия и позволяет проследить процесс создания стоимости. В «цепочке ценностей» деятельность предприятия подразделяется на два типа:
Вспомогательная деятельность
· основная– связана с производством товара, его продажей и послепродажным обслуживанием;
· вспомогательная– обеспечивет основные процессы.
Каждый из видов деятельности может способствовать снижению затрат и созданию базы для дифференциации продукции и услуг. Для достижения конкурентных преимуществ «цепочку ценностей» следует рассматривать как систему деятельности с характерными для нее связя- ми. Связи внутри цепочки определяют способы взаимного воздействия отдельных видов деятельности друг на друга и в значительной степени влияют на их эффективность. Поэтому они могут служить дополни- тельным источником преимуществ предприятия.
ПРИМЕР.Эффективная увязка процессов продажи, производства продукта и закупок позволяет снизить величину запасов как сырья, так и готового товара. Закупка дорогого, но более совершенного оборудо- вания в конечном итоге приводит к снижению издержек производства и улучшению качества продукции.
Повысить конкурентоспособность предприятия можно, снижая из- держки, совершенствуя или исключая из «цепочки ценностей» отдель- ные элементы и связи.
Тема 4
ВЫБОР СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ