Как мы собираемся сделать это?

Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что необходимо сделать для достижения поставленных целей.

Планирование – один из способов, с помощью которого руково- дство обеспечивает единое направление усилий всех сотрудников пред- приятия к достижению общих целей.

Организация.Организовать – значит создать некоторую структу- ру. Чтобы выполнять планы и достигать намеченных целей, необходимо структурировать большое количество различных элементов. Именно со- вершенствование внутренней структуры предприятия находится в цен- тре внимания стратегического менеджмента.

Структурные преобразования – это реакция предприятия на услож- нение управленческих задач.

Мотивация.Задача функции мотивации заключается в выявлении побудительных мотивов деятельности каждого сотрудника с целью ад- ресного делегирования конкретных заданий. Воздействие на побуди- тельные мотивы работников позволяет предприятию функционировать более эффективно.

Контроль– это процесс, обеспечивающий достижение поставлен- ных целей. Почти все, что делает руководитель, обращено в будущее, а за этот период могут произойти различные, в том числе неблагоприят- ные, изменения, которые могут заставить предприятие отклониться от курса, намеченного руководством первоначально. И если руководство не сможет найти пути преодоления неблагоприятных тенденций, под угрозой может оказаться не только достижение целей, но и само суще- ствование предприятия. Этапы управленческого контроля:

· разработка стандартов– точное определение целей, которые должны быть достигнуты в точно установленные сроки;

· измерениетого, что было действительно достигнуто за опреде- ленный период;

· сравнениедостигнутого с ожидаемыми результатами;

· реализация действий– корректировка отклонений от первона- чального плана.

Один из вариантов таких действий – это пересмотр целей, прибли- жение их к реальности в соответствии со сложившейся ситуацией.

Применяемая в современном менеджменте классификация общих управленческих функций дополнена многими зарубежными и отечест- венными учеными, такими, как руководство, координация, коммуника- ция, исследования, анализ, оценка, принятие решений, подбор персона- ла, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.

1.5. Принятие решений и коммуникация

Для реализации основных функций стратегического менеджмента – планирование – организация – мотивация – контроль –требуются прежде всего принятие решений и наличие коммуникаций (обмена ин- формацией).

Принятие решений.Чтобы достигнуть поставленных целей, руко- водитель должен выбрать оптимальный вариант из нескольких альтер- натив. Выбор одной из альтернатив есть решение.Следовательно, при- нятие решения – это выбор того, как и что планировать, организовы- вать, мотивировать и контролировать. Именно принятие решений со- ставляет основное содержание деятельности руководителя.

Основным требованием для понимания проблемы и принятия оп- тимального решения является наличие адекватной точной информации. Единственным способом получения такой информации служит комму- никация.

Коммуникация– это процесс обмена информацией. Качество коммуникаций определяет эффективность функционирования предпри- ятия. Информация в процессе коммуникаций необходима и для приня- тия решений, и для их выполнения, и для выбора системы вознагражде- ния, и при реализации функции контроля.

Так как принятие решений и коммуникации пронизывают все че- тыре функции стратегического менеджмента, обеспечивая их взаимо- связанность, их называют связывающими процессами.

Взаимосвязь функций, обеспечивающая их единство, и образует процесс стратегического менеджмента.

Тема 2
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ. ФОРМУЛИРОВАНИЕ МИССИИ
И ЦЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ