Предпосылки и история возникновения стратегического менеджмента
УДК 338.45.621.31(075.8) ББК У9(2)212я73
Рецензенты
Кандидат исторических наук, доцент ТГУ
Е.В. Савкович
Кандидат исторических наук, доцент ТГУ
А.Г. Тимошенко
© Составление. ФГАОУ ВО НИ ТПУ, 2014
© Данков А.Г., Королева Н.И., составление, 2014 © Оформление. Издательство Томского
политехнического университета, 2014
ОГ ЛАВЛЕНИЕ
Тема 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА .............................................................................................. 4
- 1.1. Предпосылки и история возникновения
стратегического менеджмента .................................................................. 4 - 1.2. Основные понятия стратегического менеджмента .............................. 5
- 1.3. Виды и роль стратегического планирования
на разных уровнях управления .............................................................. 10 - 1.4. Функции стратегического менеджмента .............................................. 13
- 1.5. Принятие решений и коммуникация .................................................... 15
Тема 2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ. ФОРМУЛИРОВАНИЕ МИССИИ И ЦЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ............ 16
2.1. Формирование видения организации.................................................... 16 2.2. Формулирование миссии бизнеса........................................................... 17 2.3. Определение целей и задач бизнеса ....................................................... 18 2.4. Построение иерархии целей .................................................................... 20
Тема 3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ .... 22
- 3.1. Характеристика и цели анализа внешней среды предприятия ....... 22
- 3.2. PEST-анализ макросреды предприятия ............................................... 23
- 3.3. Цель и содержание анализа общей ситуации
и конкуренции в отрасли ......................................................................... 26
- 3.4. Цели и принципы стратегического анализа внутренней среды ...... 32
- 5.2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия ................................. 33
- 5.3. Стратегический анализ издержек и «цепочка ценностей» ............... 36
Тема 4. ВЫБОР СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ..................................................... 38 4.1. Основные стратегии развития бизнеса ................................................. 38 4.2. Определение стратегии предприятия.................................................... 39
Тема 5. ВЫПОЛНЕНИЕ СТРАТЕГИИ ..................................................................... 48 5.1. Основные стадии выполнения стратегии ............................................ 48 5.2. Стратегические изменения...................................................................... 49 5.3. Стратегический контроль ....................................................................... 53
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .................................................... 55
Тема 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Предпосылки и история возникновения стратегического менеджмента
Термин «стратегическое управление», или «стратегический ме- неджмент», был введен в практику на стыке 60–70 гг. для того, чтобы внести различие между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне.
Необходимость проведения такого различия была вызвана перехо- дом к новой модели управления развитием организации в меняющейся среде.
Можно выделить четыре фактора-условия, определяющих актуаль- ность стратегического управления:
1. Во второй половине XX в. число задач, обусловленных внутри- фирменными и внешними изменениями, неуклонно возрастает. Многие из них принципиально новы и не подлежат решению, исходя из опыта, полученного в первой половине XX в.
2. Множественность задач наряду с расширением географических рамок национальных экономик приводит к дальнейшему усложнению управленческих проблем.
3. Возрастает роль высшего звена управления, в то время как сово- купность управленческих навыков, выработанных в первой половине века, все меньше соответствует условиям решения возникающих задач.
4. В указанный период усиливается нестабильность внешней среды (структурный кризис экономики западных стран, мощные социально- политические движения, «нефтяной шок», экологические проблемы), что повышает вероятность стратегических неожиданностей, внезапных изменений, их непредсказуемость.
5. Началась новая научно-техническая революция (НТР), в резуль- тате чего появляются прорывные технологии, изменяющие и ускоряю- щие экономические процессы и позволяющие в несколько раз повышать конкурентоспособность продукции. Долгосрочные тенденции развития НТР с достаточной степенью точности предугадать очень сложно, что приводит к повышенной нестабильности и неопределенности факторов внешней среды, в которых «стратегический менеджмент» является тех- нологией эффективного управления.
Исключительно важным становится использование гибкого управ- ления, которое обеспечит адаптацию предприятия к быстро меняющей- ся окружающей среде. Своевременное реагирование на возникающие изменения достигается посредством стратегического управления разви- тием предприятия.