В. Дильтей об «истолковании» как выражении специфики исторического познания.

 

Дильтей увидел специфику гуманитарных наук не в априорном отнесении их к изучению «духа» или «души», в чем, собственного говоря, и состоит их противоположность естествознанию, предметом которого является «природа». В основе гуманитарных наук, по его мнению, лежит «сама жизнь», которая выражается в теологической связи переживаний, понимания и истолкования выражений этой жизни. Главный труд В. Дильтея по философии истории появился в 1883 г. и назывался «Введение в науки о духе». У него было намерение позднее написать более фундаментальное произведение под названием в духе Канта «Критика исторического разума», но это ему так и не удалось сделать.

Центральным понятием в философии Дильтея является понятие «жизнь», трактуемое как способ бытия человека, как культурно-историческое явление. Оно должно быть раскрыто «по ту сторону» противопоставления души и тела, природы и духа. Другими словами, вне противостояния материализма–идеализма. Сами эти дуализмы и основанные на них метафизические системы, считает Дильтей, должны получить объяснение в качестве «объективаций жизни».

Немецкий мыслитель выделял два аспекта понятия «жизнь»: 1) применительно к природе – взаимодействие живых существ; и 2) применительно к обществу – взаимодействие, существующее между личностями в определенных внешних условиях, постигаемое независимо от изменений места и времени. Понимание «жизни» в этих двух аспектах лежит в основе деления наук на два основных класса. Одни из них изучают жизнь природы (естествознание), другие – жизнь людей (науки о духе).

^ Дильтей доказывал самостоятельность предмета и метода гуманитарных наук по отношению к естественным. Согласно Дильтею, постижение жизни, исходя из нее самой, есть основная цель философии и других «наук о духе», предметом исследования которых является социальная действительность во всей полноте своих форм и проявлений. Отсюда главная цель гуманитарного познания – постижение целостности и развития индивидуальных проявлений жизни, их целостной обусловленности. Дильтей обращает внимание на то, что невозможно в гуманитарном познании абстрагироваться от факта сознательной деятельности человека. Поэтому при изучении человеческой деятельности нельзя опираться на те же методологические принципы, из которых исходит естествоиспытатель, например, астроном при наблюдении над звездами. Дильтей предлагает в гуманитарном познании опираться на метод понимания, т. е. непосредственное постижение некоторой духовной целостности. Непосредственным предметом исследования гуманитария выступают различные источники, например, воспоминания современников, летописи, хроники и пр., которые можно обозначить термином тексты. Гуманитарное познание, с точки зрения Дильтеля, осуществляется путем проникновения в духовный мир автора текста и неразрывно связано с реконструкцией культурного контекста, сопутствующего созданию самого текста.

В науках о природе применяется метод объяснения, благодаря которому раскрывается сущность объекта, его законы. Понимание, в отличие от объяснения, всегда связано с раскрытием смысла деятельности людей в разных ее формах. Через него достигается постижение уникальных и неповторимых явлений человеческой жизни и истории. «Природу мы объясняем, - пишет Дильтей, - а живую душу человека должны понять».

По отношению к истории и культуре понимание выступает как метод интерпретации, названный им герменевтикой – искусством понимания письменно фиксированных проявлений жизни. Герменевтику он рассматривает как методологическую основу всякого гуманитарного знания. Дильтей выделяет два вида понимания: понимание собственного внутреннего мира, достигаемое с помощью интроспекции (самонаблюдения) и понимание чужого мира – путем вживания, сопереживания, вчувствования (эмпатии). Философ рассматривал способность к эмпатии как условие возможности понимания культурно-исторической реальности.

В обоих своих видах понимание – это процесс, в котором на основе внешних, чувственно данных впечатлений, постигается внутреннее – прежде всего внутренняя духовная жизнь человека, ее развитие, специфика и уникальность. Такое понимание, как он считает, - это «не концептуализация, а тотальное осознание духовного состояния и его реконструкция на основе вчувствования». Понимание не опирается на законы, не оформляется в виде теории и даже общих понятий.

Метод понимания у Дильтея вытекал из общих философских позиций, согласно которым основой бытия, в целом, и исторической реальности, в частности, является иррациональная основа - «жизнь». Ее постижение невозможно обычным рациональным способом, но при этом Дильтей хотел получить объективное знание об исторической реальности. Поэтому с помощью герменевтики он намеривался преодолеть противоречие между иррациональным и рациональным путем описания работы мышления имманентного самой жизни.

Для демонстрации самостоятельного статуса гуманитарного знания (наук о духе) Дильтей обращался к анализу истории. Он поставил вопрос: каким образом историк познает прошлое и какую умственную работу он при этом проделывает? Очевидно обращается к документам. При этом исторические документы служат историку, считает Дильтей, только поводом для воссоздания в его собственном сознании духовной деятельности, которая некогда их породила. Именно благодаря собственной духовной жизни историк может вдохнуть жизнь в мертвые материалы, лежащие перед ним. Особенность герменевтической постановки проблемы у Дильтея обусловлена стремлением обосновать возможность истории как науки с учетом принципиальной историчности познающего субъекта и его конечности.

В отличие от естествознания методология гуманитарных наук не может опираться на предположение о тождестве предмета и рефлективно опосредованного содержания сознания, абсолютной подконтрольности предмета сознанию. Каким образом человек в ситуации исторического познания может возвыситься над своей конечностью, преодолеть релятивизм, связанный с принадлежностью разным культурам, эпохам, традициям? Прямого ответа на этот вопрос у Дильтея нет. Но он считает, что возможность понимания гарантирована здесь тем, что встреча с источником (текстом) – это встреча духа с самим собой.

Таким образом, историческое познание есть внутреннее переживание ученым своего собственного предмета, в то время как естественнонаучное знание – попытка понять явления, данные исследователю в качестве внешнего зрелища. Мысль об историке, заставляющим объект жить в нем, была новым методологическим подходом к истории. Но поскольку прошлое вошло в сознание историка и стало частью структуры его личности, оно может быть понято только в категориях психологии. В работе «Введение в науки о духе» он пытается дать проект своей «описательной психологии». Однако, если история становится понятной, когда она осмысливается в терминах психологии, то сама история как наука невозможна. Получается, что историк как таковой просто ощущает жизнь, а понимание этой жизни дано лишь психологу. История как исследование исторического опыта людей растворяется в переживаниях отдельной личности. Видимо поэтому Дильтей сближает историческое познание с искусством, ибо рассматривает целостность исторических образований сквозь призму целостности исторической личности. Неслучайно основные исторические исследования Дильтея построены по принципу соединения множества биографий.

«Жизнь» Дильтея выступает слишком иррациональной основой, чтобы служить исходным пунктом методологического обоснования гуманитарных наук. Однако его опыт создания такой методологии не прошел бесследно и был использован позднее Гадамером при разработки философской герменевтики. Большой заслугой Дильтея является то, что он упорно доказывал самостоятельность предмета и методов социально-гуманитарных наук по отношению к естественным наукам. Ему удалось выделить одну из сущностных особенностей социального познания – обращение к смыслу.