В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и во-леизъявительную.

Информационная сторонапроявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения.

Выразительная сторонаречи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения. •

Волеизъявительная сторонанаправлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.

Виды речевой деятельности и их особенности

Впсихологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю.Внешняя речь включает устную(диалогическую и монологическую) и письменную.Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких человек.

Диалогическая речь— это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).

Разновидностью диалогического общения является беседа,при которой диалог имеет тематическую направленность.

Монологическая речь— длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом

Письменная речьпредставляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь.' Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Внутренняя речь— это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка кдиалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.

Информативностьречи зависит прежде всего от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.

Понятность речизависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью, с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей — с другой.

Выразительность речипредполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.