ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ
Дидактические принципы (принципы дидактики) — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
В педагогической интерпретации правило — это основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели. Чаще всего под правилами обучения понимают те руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.
К.Д. Ушинский определил необходимые условия хорошего обучения так: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, правильность.
К дидактическим принципам он относил также: 1) сознательность и активность обучения; 2) наглядность; 3) последовательность; 4) прочность знаний и навыков.
Многочисленны попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:
1) сознательности и активности;
2) наглядности;
3) систематичности и последовательности;
4) прочности;
5) научности;
6) доступности;
7) связи теории с практикой.
Эти принципы составляют систему дидактических принципов.
Вопросы
IV. К какому принципу обучения вы отнесете правила: от легкого к трудному; от известного к неизвестному; от простого к сложному?
1. Наглядности.
2. Научности.
3. Доступности.
4. Связи теории с практикой.
5. Систематичности и последовательности.
V. К какому принципу вы отнесете правило: «Как можно чаще используйте вопрос «почему?», чтобы научить учащихся мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей — непременное условие развивающего обучения»?
1. Сознательности и активности.
2. Наглядности.
3. Доступности.
4. Научности.
5. Связи теории с практикой.
VI. К какому принципу вы отнесете правило: «Следите за тем, чтобы наблюдения учащихся были систематизированы и поставлены в отношение причин и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались»?
1. Научности.
2. Наглядности.
3. Связи теории с практикой.
4. Доступности.
5. Систематичности и последовательности.
VII. К какому принципу вы отнесете правило: «Развивайте, закрепляйте, переносите успехи учащегося в одном виде деятельности на другие: от эпизодического успеха идите к высоким стабильным достижениям»?
1. Связи теории с практикой.
2. Прочности.
3. Научности.
4. Систематичности и последовательности.
5. Сознательности и активности.
VIII. К какому принципу вы отнесете правило: «В методах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление обучаемых, подводите их к поисковому, творческому, познавательному труду»?
1. Наглядности.
2. Научности.
3. Доступности.
4. Прочности.
5. Связи теории с практикой.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Вопросы | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII |
Ответы | 1,3,6,7, 10,11,12, 13,14 |
Контрольный тест
1. Что такое принцип обучения?
2. Что такое правила обучения?
3. Какие принципы обучения признавал К.Д. Ушинский?
ТЕМА 6