Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп

 

Младший школьный возраст (6—10 лет). В шестилетнем воз­расте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими

Восприятиемладших школьников отличается неустойчи­востью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», но в то же время с живым любопытством воспри­нимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность вос­приятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенси­руются ярко выраженной эмоциональностью восприятия.

 

Вниманиемладших школьников непроизвольно, недоста­точно устойчиво, ограничено по объему

 

Мышление у детей начальной школы развивается от эмо­ционально-образного к абстрактно-логическому. В школь­ный возраст, указывал Л.С. Выготский, ребенок вступает с от­носительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функ­циями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). В школе интеллект развивается обычно так, как ни в какое другое время

Большое значение в познавательной деятельности школь­ника имеет память. Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой плас­тичностью, которая позволяет ему легко справляться с задача­ми дословного запоминания. Работа, которую выпол­няют дети, имеет характер самообслуживания, помощи взрос­лым или старшим школьникам.

 

 

Средний школьный возраст (от 10—11 до 15 лет) — переход­ный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (V—IX классы) и характеризуется общим подъ­емом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего орга­низма.

 

В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. Наблюдается усиленный рост тела в длину (у маль­чиков за год отмечается прирост на 6—10 см, а у девочек — до 6—8 см). Особенно интенсивно растут мальчики 15 лет (при­бавляют в росте 20—25 см) и девочки 13 лет

 

Характерная особенность подросткового возраста — поло­вое созревание организма.У девочек оно начинается с один­надцати лет, у мальчиков — несколько позже, с двенадцати-тринадцати лет. Половое созревание вносит серьезные измене­ния в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее рав­новесие, вносит новые переживания.

В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Мозг подростка по весу и объему мало чем отличается от мозга взрослого человека. Возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями.

 

Восприятие подросткаболее целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда, как заметили психологи, поражает своей поверхностностью

 

Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста — его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явле­нии.

 

. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотноше­ние между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Мышление подростка приобретает новую черту — критичность. В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности

 

Старший школьный возраст (15—18 лет). В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мы­шечная сила, ребята выдерживают большие двигательные на­грузки. Устанавливается кровяное давление, ритмичнее работа­ют железы внутренней секреции. В старшем школьном возрас­те заканчивается первый период полового созревания. Усилен­ная деятельность щитовидной железы, вызывающая у подрост­ка повышенную возбудимость, значительно ослабляется. Про­должается функциональное развитие головного мозга и его выс­шего отдела — коры больших полушарий. Идет общее созрева­ние организма.

Юношеский возраст — это период выработки мировоззре­ния, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность — время самоутверждения, бурного роста самосозна­ния, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний.

 

Восприятие характери­зуется целенаправленностью, внимание — произвольностью и устойчивостью, память — логическим характером. Мышление старшеклассников отличается более высоким уровнем обобще­ния и абстрагирования, постепенно приобретает теоретическую и критическую направленность.

Если в подростковом возрасте мальчишки больше всего це­нят физическую силу, то старшеклассники уважают интеллек­туальные качества. Больше других ценятся живость ума, наход­чивость, умение остро чувствовать проблему, быстро ориентироваться в материале У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы по­ведения. Важное значение имеет статус (положение) личности в коллективе, характер общения и отношений между членами коллектива

Главный вопрос – выбор профессии. В последние годы произошла переоценка «престижности» профессий, а переход к новым экономическим условиям хозяйствования в стране еще больше повысил остро­ту всегда волновавшего молодежь вопроса. Хорошей профес­сией называют ту, где можно реализовать свои способности и хорошо заработать.

 

 

ТЕМА 5