Деятельность как фактор развития

Влияние на развитие наследственности, среды и воспита­ния дополняется еще одним чрезвычайно важным фактором — деятельностью личности.

VI. Донецкий учитель В.Ф. Шаталов успешно обучает всех учеников независимо от способностей и домашних условий. Секрет своих успехов Виктор Федорович выражает словами: «Ученик должен учиться победно!»

Вопросы

Что играет решающую роль в достижении высоких школьных успе­хов его учеников?

1. Хорошая наследственность.

2. Благоприятная среда.

3. Воспитание в семье.

4. Правильно организованная познавательная деятель­ность.

5. Отношение к учебе.

6. Интерес к учебному предмету.

7. Личность учителя.

ТЕМА 4

ВОЗРАСТНЫЕ И ИВДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

Прочитать текст этой главы учебника.

Вам дается основное содержание этого текста

Возрастная периодизация

Каждому возрасту соответствует свой уровень физичес­кого, психического и социального развития

Поскольку биологическое и духов­ное развитие человека тесно связаны между собой, то соответ­ствующие возрасту изменения наступают и в психической сфе­ре.

 

 

Периодизация основывается на выделении возрастных осо­бенностей. Возрастными особенностями называются характер­ные для определенного периода жизни анатомо-физиологичес-кие и психические качества

 

 

В современной науке приняты следующие периодизации детского возраста:

Психологическая Педагогическая
1. Пренатальный период 1. Младенчество (1 год жизни)
2. Период новорожденное (до 6 недель жизни) 2. Предцошкольный возраст (от 1 до 3 лет)
3. Грудной период (до 1 года) 3. Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)
4. Ползунковый возраст (1-3 года) Младший дошкольный возраст (3-4 года)
5 Дошкольный возраст (3-6 лет) Средний дошкольный возраст (4-5 лет) Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
6 Школьный возраст (6-11 лет) 4. Младший школьный возраст (6-10 лет)
7. Пубертатный период (11-15 лет) 5. Средний школьный возраст (10-15 лет)
8. Юношеский период (15-20 лет) 6. Старший школьный возраст (15-18 лет)

Нетрудно заметить, что основу педагогической периоди­зации составляют стадии физического и психического разви­тия, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспита­ние, с другой.

Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом уче­те в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей.