И.Кант об основных принципах «чистого» и «практического» разума.

В философии Канта принята выделять два периода:

Доктрический и критический периоды.

Первый- период творчества молодого Канта, когда его философский интерес был сосредоточен на проблемах космологии, а в частности на происхождении Вселенной. Он выдвигает гипотезу о возникновении Солнечной системы в результате охлаждения газовой туманности. Новизна его открытий заключалась в распростанении понятия «эволюция» на космические объекты.

Критический период– основной в творчестве Канта. Критика чистого разума посвящена гносеологическим проблемам (теории познания), критика практического разума и критика способности суждений посвящены этетическим проблемам.

«Чистый разум»-способность человека к рационально-логическому мышлению, «практический разум»- способность жить в мире людей, устанавливать с ними нравственно-этические отношения.

Наука для Канта существовала в лице математики и естествознания.

Характеризуя первую ступень познания - чувственное созерцание, Кант создал теорию пространства и времени. Предметы у Канта существуют во времени и в пространстве не сами по себе, не объективно, а лишь постольку, поскольку они воспринимаются нашими чувствами, воздействуют на них. Это субъективно-идеалистическое представление о пространстве и времени, по мнению Канта, является единственно возможным доказательством того, что они действительно всеобщи и необходимы. Понятия пространства и времени являются априорными, т.е. не только не вытекают из опыта, а напротив, предшествуют ему, являясь условиями всякого возможного опыта. Принципы логического мышления, по Канту, составляют предмет трансцендентальной логики. Кант различает две логики: 1) «обычную» (формальную) логику как «пропедевтику» и 2) «трансцендентальную» логику, высшую форму логики.

«Обычная» или формальная логика изучает формы мышления независимо от содержания. Выход за пределы «пропедевтической» логики дает, по Канту, «трансцендентальная» логика, которая имеет всеобщий и необходимый характер.

Трансцендентальная аналитика является учением о рассудке. Рассудок Кант рассматривал как вторую ступень познания. На первой ступени познания в результате воздействия «вещи в себе» (объективный мир как таковой, возбуждающий наши органы чувств) на органы чувств возникает хаос ощущений. Этот хаос приводится в порядок с помощью априорных форм чувственного созерцания - пространства и времени. Последующее познание продолжается и завершается в формах рассудка. Для рассудочного мышления необходимы некие основные и исходные понятия, систематизирующие и группирующие познавательный материал. Всего Кант насчитывал 12 категорий, разделенных на четыре группы. Каждая из которых состоит из трех категорий. Внутри каждой группы Кант обнаруживает известные элементы диалектических связей категорий:

количество:единство, множество, всеобщность

качество: реальность, отрицание, ограничение

отношение: субстанция и акциденция, причина и действие, взаимодействие

модальность: возможность - невозможность, существование - несуществование, необходимость – случайность

Категории не являются отражением действительности, а представляют собой априорные условия возможного опыта и, следовательно, условия возможности самой природы.

Третьей ступенью познания, по Канту, является ступень чистого разума. Учение о разуме составляет предмет «трансцендентальной» диалектики. Основными идеями чистого разума он считал психологическую, космологическую и теологическую, которые, по его мнению, должны, но не могут дать синтетически законченные представления о душе, о природе в целом и о боге. Идеям разума не соответствует действительность. Эти идеи присущи только чистому разуму. В тех случаях, когда чистый разум пытается подвести действительность под присущие ему идеи, он впадает в противоречие с самим собою. Эти неразрешимые противоречия Кант назвал «антиномиями».