Общая характеристика философии Аристотеля.
Аристотель(384-322 гг. до н.э.) творчески развивает учение Платона, однако формирует собственную позицию в процессе творческого переосмысления его философских взглядов («Платон мне друг, но истина дороже»).
Аристотель настаивает на том, что реально существующими являются лишь конкретные вещи (в терминологии Аристотеля «субстанции»). Всеобщее («форма»,по Аристотелю) – есть лишь свойство, присущее субстанции, и вне него самостоятельно существовать не может. Аристотель рассматривает всеобщее как результат абстрагирующей способности разума, усматривающей в самих субстанциях признаки различной степени общности. Совокупность существенных признаков, типичных для субстанций данного вида, и есть форма, которая существует уже не вне конкретных вещей, а исключительно в них самих. Также, как и у Платона, способом познания формы у Аристотеля остается исключительно разум.
Философия Аристотеля дуалистична:каждая конкретная субстанция есть результат взаимодействия формы и материи, которые независимы друг от друга, объективны и равно необходимы для существования субстанций. Материя в той же мере необходима материи, что и материя – форме. Материя же – это некий пассивный материал, который должен быть структурирован, определен извне. Материя рассматривается Аристотелем как возможность, потенция всего существующего, форма – как активное осуществление этой возможности.
Характер взаимодействия формы и материи конкретизируется
Аристотелем в учении о четырех причинах:
1) конечной,
2) действующей,
3) материальной,
4) формальной.
Например, когда строится дом, то материальной причиной будут кирпичи, формальной – сам дом, действующей – деятельность архитектора и конечной (целевой) – назначение дома. Только формальная и материальная причины являются основными и несводимыми друг к другу.
Субстанции Аристотеля организованы иерархически. Основные уровни (по восходящей линии): мир чистой потенциальности – неорганические вещества – растения – животные – человек – чистая актуальность. Человек является последней ступенью в иерархии, обладающей как формой, так и материей. Первопринцип мира (Нус или Ум), называемый также Аристотелем перводвигателем мира или «формой форм», имеет некоторое сходство с платоновской идеей Блага, но Нус имеет не столько рационально-логический характер, сколько жизненно-эстетический, его функция – наполнение мира красотой. Нус находится в постоянной деятельности – он мыслит, т.е. постоянно увеличивает красоту и разнообразие мира. Таким образом, философия Аристотеля является одновременно телеологичной(признание высшей цели развития) и теологичной(наличие верховного существа, хотя в данном случае он не является персонифицированным Натурфилософские воззрения Аристотеля телеологичны. Любое явление в мире, а также и весь мир в целом содержат в себе возможность изменения и цель, к которой они стремятся. Процесс реализации данной цели Аристотель называет энтелехией(в современной терминологии энтелехия может быть осмыслена как наличие внутренне присущего объекту или явлению определенного алгоритма изменения). В живых организмах понятие энтелехии связывается Аристотелем с понятием души. Душой обладает не только человек. Аристотель говорит о существовании растительной, животной и разумной души. Разумная душа представляет собой высшую форму деятельности тела человека. В душе находятся ум, который не возникает и не подлежит гибели.
Аристотеля называют «первым энциклопедистом древности», подчеркивая тем самым изменения стиля античного мышления: историзм, систематичность и методичность являются для Аристотеля безусловными максимами философского мышления. Аристотель рассматривает познавательный процесс как этапный: он начинается с положительного знания (чувственного опыта) и по ступенькам абстрагирования, т.е. рационально-логического выделения общего, поднимается к познанию сущности – формы. Таким образом, Аристотель говорит о процессе познания как движущемся от индуктивного обобщения чувственных данных к формулировке дедуктивно-общезначимых выводов. Тем самым впервые в истории античности Аристотель снимает противопоставление чувственного и рационально-теоретического знания.
Несомненна заслуга Аристотеля в разработке основ логики как самостоятельной науки, исследующей формы мышления.
В социальных воззрениях Аристотель полемизирует с Платоном, отвергая его модель «идеального государства». По мнению Аристотеля, рабовладение является наилучшей форма сообщества (Аристотель не различает понятия «общество» и «государство»), в котором власть должна принадлежать не богатым или бедным, а среднему классу рабовладельцев.