Вертикальные формы кооперации
1. Кооперация предприятий оптовой и розничной торговли. Добровольные цепочки
Добровольные цепочки" — это кооперационные объединения предприятий оптовой и розничной торговли одной отрасли с целью осуществления совместной стратегии на рынке (политика сбыта).
Толчок к образованию добровольных торговых цепочек дают предприятия оптовой торговли.
Целью добровольной цепочки является противодействие тенденциям исключения (например отстранения оптовой торговли вследствие организации закупочных Кооперативов, образованных предприятиями розничной торговли, или осуществления производителями прямого сбыта).
Целями совместной работы в рамках добровольных цепочек являются:
• снижение затрат (например транспортных);
' Добровольные цепочки возникли и начале (.-толстим и США. И Г-нроие нерпой группой такого рода являлась 11П1ЛР, созданная в НШ г. нидерландским предпринимателем в оптовой торговле. В ФРГ Ш11Л1' начала свою деятельность и 1949 г. До 1960 г. возникло множество других добровольных цепочек, в первую очередь в сфере торговли продуктами питания, позднее -также и других областях торговли потребительскими товарами.
Глава 6. Оптовые торговые структуры
6.5. Организация работы оптовых предприятий на основе кооперации
Международная головная организация |
Национальная головная организация |
• модернизация и укрупнение магазинов розничной торговли (например путем реализации программ финансирования строительства магазинов или сотрудничества с банками с погашением в рассрочку);
• вычленение функций предприятий розничной торговли и передача их предприятиям оптовой торговли или головной организации (например разработка единой торговой марки — знака, который используется наряду или вместо марки производителя, единое оформление магазинов, единая упаковка и единое оформление фасадов магазинов, ведение бухгалтерского учета и статистики головной организацией с использованием общей электронной техники по обработке данных, создание центральных консультационных учреждений по вопросам налогов и проведение совместных рекламных мероприятий).
Таким образом, при вступлении в добровольную цепочку предприятие розничной и оптовой торговли отказывается от осуществления ряда торговых функций, но в остальном сохраняет свою правовую и финансовую самостоятельность.
С точки зрения организационной структуры различают двух-, трех-и четырехступенчатые организации:
а) при двухступенчатой организационной структуре кооперируют
ся одно или несколько предприятий оптовой торговли со своими
партнерами (клиентами) из розничной торговли;
б) при трехступенчатой организационной структуре сотрудничают
головная организация, несколько предприятий оптовой торгов
ли и их партнеры из розничной торговли;
в) при четырехступенчатой организационной структуре сотрудни
чают международная головная организация, национальные го
ловные организации, предприятия оптовой торговли и их партне
ры из розничной торговли. Все самые значительные добровольные
цепочки являются четырехступенчатыми (рис. 6.5).
Предприятие оптовой торговли, которое в качестве оптового звена цепочки кооперируется с включенными в добровольную цепочку предприятиями розничной торговли в вопросах закупки товаров, выполняет в данном случае функции центральной закупочной организации. Оно осуществляет для участников фирмы огповую деятельность: закупает товары на отдельных рынках закупок и поставляет их на основании заказов предприятиям-участникам из розничной торговли или заботится о том, чтобы им были осуществлены поставки.
Предприятие оптовой торговли Б |
Предприятие оптовой торговли А |
Предприятие оптовой торговли В
РТ |
РТ |
РТ РТ |
РТ |
РТ РТ |
РТ РТ
Рис. 6.5. Четырехступенчатая организационная структура добровольной цепочки
При этом оптовая деятельность головной закупочной организации подразделяется на основные формы, уже описанные при рассмотрении закупочной конторы.
2. Кооперация между производителями и оптовыми предприятиями.