Вертикальные формы кооперации

1. Кооперация предприятий оптовой и розничной торговли. Добровольные цепочки

Добровольные цепочки" — это кооперационные объединения пред­приятий оптовой и розничной торговли одной отрасли с целью осуще­ствления совместной стратегии на рынке (политика сбыта).

Толчок к образованию добровольных торговых цепочек дают пред­приятия оптовой торговли.

Целью добровольной цепочки является противодействие тенден­циям исключения (например отстранения оптовой торговли вслед­ствие организации закупочных Кооперативов, образованных предпри­ятиями розничной торговли, или осуществления производителями прямого сбыта).

Целями совместной работы в рамках добровольных цепочек явля­ются:

• снижение затрат (например транспортных);

' Добровольные цепочки возникли и начале (.-толстим и США. И Г-нроие нерпой группой такого рода являлась 11П1ЛР, созданная в НШ г. нидерланд­ским предпринимателем в оптовой торговле. В ФРГ Ш11Л1' начала свою дея­тельность и 1949 г. До 1960 г. возникло множество других добровольных цепочек, в первую очередь в сфере торговли продуктами питания, позднее -также и других областях торговли потребительскими товарами.



Глава 6. Оптовые торговые структуры


6.5. Организация работы оптовых предприятий на основе кооперации



 


           
   
 
 
 
   
 
 

Международная головная организация

Национальная головная организация

• модернизация и укрупнение магазинов розничной торговли (на­пример путем реализации программ финансирования строи­тельства магазинов или сотрудничества с банками с погашением в рассрочку);

• вычленение функций предприятий розничной торговли и пере­дача их предприятиям оптовой торговли или головной организа­ции (например разработка единой торговой марки — знака, который используется наряду или вместо марки производителя, единое оформление магазинов, единая упаковка и единое оформ­ление фасадов магазинов, ведение бухгалтерского учета и стати­стики головной организацией с использованием общей элект­ронной техники по обработке данных, создание центральных консультационных учреждений по вопросам налогов и проведе­ние совместных рекламных мероприятий).

Таким образом, при вступлении в добровольную цепочку предпри­ятие розничной и оптовой торговли отказывается от осуществления ряда торговых функций, но в остальном сохраняет свою правовую и финансовую самостоятельность.

С точки зрения организационной структуры различают двух-, трех-и четырехступенчатые организации:

а) при двухступенчатой организационной структуре кооперируют­
ся одно или несколько предприятий оптовой торговли со своими
партнерами (клиентами) из розничной торговли;

б) при трехступенчатой организационной структуре сотрудничают
головная организация, несколько предприятий оптовой торгов­
ли и их партнеры из розничной торговли;

в) при четырехступенчатой организационной структуре сотрудни­
чают международная головная организация, национальные го­
ловные организации, предприятия оптовой торговли и их партне­
ры из розничной торговли. Все самые значительные добровольные
цепочки являются четырехступенчатыми (рис. 6.5).

Предприятие оптовой торговли, которое в качестве оптового звена цепочки кооперируется с включенными в добровольную цепочку предприятиями розничной торговли в вопросах закупки товаров, вы­полняет в данном случае функции центральной закупочной организа­ции. Оно осуществляет для участников фирмы огповую деятельность: закупает товары на отдельных рынках закупок и поставляет их на ос­новании заказов предприятиям-участникам из розничной торговли или заботится о том, чтобы им были осуществлены поставки.


 

Предприятие оптовой торговли Б
Предприятие оптовой торговли А

Предприятие оптовой торговли В

РТ
РТ
РТ РТ
РТ
РТ РТ

РТ РТ

Рис. 6.5. Четырехступенчатая организационная структура добровольной цепочки

При этом оптовая деятельность головной закупочной организации подразделяется на основные формы, уже описанные при рассмотре­нии закупочной конторы.

2. Кооперация между производителями и оптовыми предприятиями.



r.php"; ?>