И экспозиционной площадей в магазинах самообслуживания

 

 

 

Площадь торгового зала, м2 Коэффициент установочной площади Коэффициент экспозиционной площади в магазинах
с универсальным ассортиментом молочных, мш-о-рыбных прочих
До 250 0,32 0,65 0,70
251-650 0,30 0,72 '0,60 0,68
651-1000 0,29 0,70 0,68
свыше 1000 0,27 0,68 ._
В среднем 0,30 0,70 0,63 0,68

.< 3 Зшс 298


66_______ Глава 3. Торговые и технологические процессы в торговых предприятиях.

нормативных данных коэффициентов установочной и экспозиционной площадей К = 0,25; при частичном отклонении К = 0,15; при полном несоответствии К = 0.

эф

Для рациональной организации торгового и технологического про­цессов и повышения эффективности использования торговой площа­ди и оборудования магазина важное значение имеет размещение това­ров и товарных групп на площади торгового зала.

В качестве базисных показателей для расчета необходимого для каждой группы товаров оборудования и торговой площади исполь­зуются два: запас товаров, который должен храниться в торговом зале, и стоимость товаров определенной группы, размещаемых на одном квадратном метре экспозиционной площади. Первый показа­тель может быть получен из отчетов материально ответственных лиц и материалов инвентаризации, второй определяется на основе расче­тов. Располагая этими двумя показателями, легко рассчитать необ­ходимую торговую площадь и количество оборудования для выклад­ки каждой группы товаров. Расчет ведут по формуле

К -(Т :Т ):П,

где К — необходимое количество горок для товарной группы, единиц; Т — товарный запас в торговом зале по группе товаров, руб.; Тч — стоимость товаров данной группы, размещенных на одном квад­ратном метре экспозиционной площади, руб.;

Пэ — экспозиционная площадь одной горки, на которой будет разме­щена товарная группа, м2.

Площадь торгового зала для размещения рассчитанного количества горок определяют но формуле

П = (У,хК):Ку,

где П — площадь торгового зала, необходимая для размещения това­ров данной группы, м2; У — установочная площадь одной горки, м2; К — необходимое количество горок, единиц; К — принятый для магазина коэффициент установочной площади.

В настоящее время все более широкое распространение получает замена горок для выкладки товаров тарой-оборудованием, которую рекомендуется устанавливать в торговом зале, на линиях горок или создавать из нее пристенные п островные линии.

При замене горок тарой-оборудованием возникает необходимость рассчитать ее количество, необходимое для каждой выставляемой группы товаров. Расчет ведут по формуле


ЭД> Планировка торгового зала магазина

K, = (T:E)xJV,

где Кк — необходимое количество тары-оборудования, единиц; Т — среднедневная продажа товара, кг или руб.; Е — емкость одной единицы оборудования, кг или руб.; N— норматив товарных запасов, дней.

Расчет экспозиционной площади тары-оборудования ведут по формуле

П, = У, (h : 0,3),

где Пд — экспозиционная площадь оборудования, м2;

h — высота укладки товара в оборудовании, м;

0,3 — принятое среднее расстояние между полками горок, м.

Наиболее рациональные принципы устройства и планировки мага­зинов самообслуживания, выработанные практикой торговли, нашли отражение в магазинах типа «Универсам».

Не все магазины даже в перспективе станут магазинами самообслу­живания. В частности, не будут переведены на самообслуживание магазины по продаже ювелирных изделий, а также небольшие но пло­щади магазины, размещенные в неудобных помещениях старого жи­лого фонда.

Многолетний опыт работы магазинов, осуществляющих продажу товаров с индивидуальным обслуживанием покупателей, определил основные, наиболее рациональные типы планировки торгового зала. Самой распространенной планировкой торгового зала таких магази­нов является линейное размещение рабочих мест продавцов. В зави­симости от глубины торгового зала применяются различные вариан­ты линейной планировки.

При глубине торгового зала 6-7 м шкафы и прилавки размещают в одну линию, вплотную к стене, отделяющей торговый зал от подсоб­ных помещений. Если глубина торгового зала превышает 8 м, рабочие места продавцов могут быть размещены вдоль двух или трех стен.

Линейная планировка торгового зала получила широкое распрост­ранение, так как она обеспечивает приближение рабочих мест про­давцов к кладовым, что сокращает затраты труда по перемещению то­варов в торговый зал; дает возможность пополнения товарных запасов в часы работы магазина, не создавая неудобств для покупателей, и воз­можность перемещать продавцов.

Выбор варианта линейной планировки рабочих мест зависит не толь­ко от размера и формы торгового зала; необходимо соблюдать также следующее требование: площадь, занятая рабочими местами продав­цов, не должна превышать 40% площади торгового зала.


68________ Глава 3. Торговые и технологические процессы в торговых предприятиях

Кассовые кабины следует размещать по фасадной линии торгового зала, а не по линии оборудования рабочих мест продавцов, что неудоб­но как кассирам, так и продавцам. Оптимальная глубина и ширина кассовых кабин 1,5 м.