И технологических процессов в магазинах

Важным фактором дальнейшего ускорения научно-технического про­гресса в торговле выступает постоянное совершенствование ее техно­логии. Технология (греч. «наука о мастерстве») — это совокупность знаний о различных способах и процессах обработки (переработки) изделий, грузов и т. п. Технология торговли включает совокупность последовательных взаимосвязанных способов, приемов и трудовых операций, направленных на сохранение потребительских свойств то­варов и ускорение доведения их до торговой сети и потребителей. Спе­цифическая особенность технологии торговли состоит в том, что здесь не только осуществляется процесс движения товаров из сферы произ­водства в сферу потребления, по и происходит смена форм стоимости. Поэтому в торговле выполняются как торговый, так и технологи­ческий процессы.

Торговыйпроцесс обеспечивает смену форм стоимости. Особен­ность этого процесса заключается в том, что предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Работники магазинов осуществляют продажу товаров и обслуживание покупателей, а поку­патели участвуют в торговом процессе. Обеспечивая непосредствен­ное доведение товаров до потребителей, торговый процесс включает и такие виды организации коммерческой работы, как изучение спроса населения, формирование ассортимента и рекламу товаров, оказание покупателям дополнительных услуг, текущее пополнение запасов то­варов и др.

w>


50_______ Глава 3, Торговые и технологические процессы в торговых предприятиях

Технологическийпроцесс обеспечивает обработку товарных пото­ков, начиная с поступления товаров в магазин и кончая полной подго­товкой их к продаже. Технологический процесс включает такие опе­рации, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговых залах магазинов и др. Он осуществляется без участия покупателей.

Таким образом, торговые и технологические процессы в магазинах — это совокупность последовательных взаимосвязанных операций, це­лью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащем качестве до потребителей с наименьшими затратами тру­да и времени при высоком уровне торгового обслуживания.

Операциейназывается часть торгового или технологического про­цесса, выполняемая одним или несколькими работниками, осуществля­ющими определенные действия над предметом труда на рабочем месте.

Основными принципами организации указанных процессов в мага­зинах являются:

• обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;

• обеспечение наилучших условий выбора товаров, экономия вре­мени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания;

• соответствие технологии современному научно-техническому уровню, использование передовой техники, прогрессивных тру­довых процессов, научной организации труда;

• достижение оптимальной экономической эффективности техно­логического процесса путем ускорения оборачиваемости товара, экономии труда, роста его производительности, снижения издер­жек обращения;

• сохранение физико-химических свойств товаров.

Торговые и технологические процессы в магазинах не существуют сами по себе. Они обусловлены уровнем развития производства това­ров народного потребления, состоянием торговли и ее материально-технической базы, степенью квалификации работников торговли, ро­стом благосостояния и культурного уровня населения.

Эти факторы определяют динамичность торгового и технологичес­кого процессов в магазинах.

В зависимости от потребительских свойств товаров, степени их го­товности к продаже, принятой системы доставки товаров в магазины, применяемых форм продажи различают три основные схемы торгово­го и технологического процессов.


3.1. Содержание торговых и технологических процессов в магазинах______ [П

Первая схема является наиболее сложной, но применяется чаще. Она включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по ко­личеству и качеству, хранение, подготовку к продаже и продажу.

Вторая схема включает разгрузку товаров с автотранспорта, при­емку их по количеству и качеству, хранение и продажу.

Третья схема предусматривает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку по количеству и качеству и продажу. При этом в магазинах, применяющих продажу товаров с индивидуальным обслуживанием покупателей, процесс обслуживания более сложен, чем в магазинах самообслуживания.

Применение какой-либо одной схемы в пределах одного магазина встречается довольно редко (лишь в некоторых специализированных магазинах). Как правило, в магазинах, и в первую очередь в универ­сальных, одновременно действуют все три схемы.

Основной операцией торгового процесса в магазинах является продажа товаров. Вся деятельность магазинов направлена на реше­ние основной задачи — обслуживание покупателей в процессе про­дажи товаров. Поэтому процесс продажи товаров в магазинах, его основные операции, последовательность их проведения в зависи­мости от применяемых форм продажи рассматриваются в главе 4 учебника. Все остальные операции торгового и технологического процессов магазина создают необходимые условия для успешного осуществления продажи товаров, т. е. носят подчиненный характер. Однако от их выполнения зависит не только качество обслужива­ния покупателей, но и эффективность торгового и технологическо­го процессов в целом.

Первой технологической операцией является приемка товаров, ^поступивших вмагазин. Она начинается с разгрузки транспортных Средств, для чего используют различные виды механического обору­дования. В современных крупных магазинах разгрузка ведется в кры­тых дебаркадерах, имеющих несколько разгрузочных площадок для ^Одновременной приемки нескольких автомашин. При организации Торгового и технологического процессов с использованием тары-обо-; рудования разгрузочные площадки размещают на уровне кузова авто­машины. Тару-оборудование с товаром после выгрузки доставляют К местам хранения или непосредственно в торговый зал.

Порядок и сроки приемки товаров по количеству и качеству в мага­зине определяется особенностями отдельных групп товаров, их физи­ко-химическими свойствами. Организация, порядок и сроки приемки товаров регламентируются инструкциями о порядке приемки продук-


52________ Глава 3, Торговые и технологические процессы в торговых предприятиях

ции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (качеству) или договором.

Поступающие в магазин товары принимают материально ответ­ственные лица. При приемке товаров по количеству проверяют (взве­шивают или пересчитывают) соответствие фактически доставленного товара данным сопроводительных документов. Приемка товаров по качеству ведется в соответствии с требованиями стандартов и техни­ческих условий.

Принимая товары по количеству и качеству, одновременно прове­ряют их комплектность и маркировку, правильность цен в соответ­ствии с сопроводительными документами.

После приемки товары перемещают в охлаждаемые камеры или неохлаждаемые кладовые. Объем товаров, отправляемых на хранение, зависит не только от размера товарооборота магазина, но и от избран­ной стратегии управления запасами товаров. Для обеспечения эффек­тивности работы магазинов хранение товаров должно быть рацио­нальным, что достигается увеличением частоты доставки товаров от поставщиков более мелкими партиями и в подготовленном для прода­жи виде. Этому способствует широкое использование тары-оборудо­вания. Практика подтверждает, что применение тары-оборудования в магазинах дает возможность на 60-65% уменьшить площадь кладо­вых и соответственно увеличить торговую площадь.

При организации хранения товаров основное внимание должно быть уделено борьбе с товарными потерями. Рациональная организа­ция хранения предполагает создание условий хранения товаров в со­ответствии с их физико-химическими свойствами, оптимальное раз­мещение товаров в местах хранения с учетом времени их поступления и очередности продажи, частоты спроса, эффективного использова­ния площади кладовых.

Наиболее сложной и трудоемкой операцией торгового и технологи­ческого процессов, особенно в продовольственных магазинах, является подготовка товаров к продаже, в частности их фасовка. При торговле предварительно расфасованными товарами подготовительные опера­ции сводятся к минимуму, что позволяет значительно ускорить про­цесс продажи, повысить культуру обслуживания покупателей.

С позиции минимизации затрат общественного труда наиболее це­лесообразно фасовать товары на предприятиях промышленности, ко­торая, однако, пока с этой задаче]"! не справляется. На долю промыш­ленности приходится в настоящее время лишь 35-40% общей массы фасованных продуктов. Поэтому приходится организовывать фасов-


ЗП. Содержание торговых и технологических процессов в магазинах______ 53

ку продуктов в различных звеньях оптовой и розничной торговли, в том числе и в магазинах. Однако фасовка товаров в магазинах не дает долж­ного эффекта. Если она ведется вручную, то требует больших затрат труда. Оснащение же магазинов фасовочным оборудованием не позволяет использовать его в полной мере из-за сравнительно неболь­шого объема работы. Поэтому фасовка продуктов должна осуществ­ляться наряду с предприятиями промышленности централизованно на складах оптовых предприятий. В магазинах же целесообразно фа­совать некоторые гастрономические товары, мясо, птицу, рыбу. Раз­мер отвеса зависит от физико-химических свойств продукта, его цены, частоты потребления и других факторов.

Фасовка и дозировка товаров неразрывно связаны с их упаковкой. Для упаковки предварительно взвешенных продовольственных това­ров используют бумагу, картон, искусственные и синтетические пленки. На упаковке фасуемых в магазине товаров или вкладных ярлыках, изготовленных типографским способом, указывают наименование предприятия, наименование и сорт товаров, его массу, цену, дату фа­совки, рабочий номер фасовщика.

Подготовленные к продаже товары перемещают в торговый зал. В торговых залах магазинов самообслуживания их выкладывают на пристенных и островных горках, холодильных прилавках-витринах, в таре-оборудовании, корзинах.

Для обеспечения благоприятных условий обслуживания покупате­лей важным является правильное размещение товаров в торговом зале. Эта операция является наиболее трудоемкой в технологическом процессе работы магазина. Размещение зависит от частоты спроса на товары. Так, в универсамах товары наиболее массового спроса (хлебо­булочные изделия, молочные продукты, гастрономические товары, часть бакалейных) размещают в глубине торгового зала, в непосред­ственной близости к кладовым или фасовочным. Это необходимо для того, чтобы свести к минимуму затраты труда по перемещению этих товаров и не создавать неудобств покупателям при пополнении запа­сов в течение рабочего дня. Остальные продукты, а также непродо­вольственные товары, следует размещать в центральной части торго­вого зала.

Для лучшей ориентации покупателей в торговом зале за каждой товарной группой закрепляют строго определенное место. 11сльзя за­бывать при этом о комплексности спроса и взаимозаменяемости това­ров. Поэтому, например, мясные продукты следует размещать недале­ко от рыбных товаров, масло выкладывать рядом с сыром и т. п.


54_______ Глава 3. Торговые и технологические процессы в торговых предприятиях

Непродовольственные товары периодического и частого спроса, продажа которых осуществляется в крупных магазинах, целесообраз­но размещать в торговом зале по принципу потребительского назначе­ния (товары для уборки квартиры, кухни, для школьников и т. п.).

При размещении товаров в торговом зале важную роль играют при­емы их выкладки. Наиболее целесообразна выкладка товаров нава­лом. Излишняя декоративность в выкладке не дает нужного эффекта, так как покупатель не решается взять товар, боясь нарушить компози­цию. Целесообразно также выкладывать однородные товары на гор­ках по вертикали, что позволяет покупателям быстро ориентировать­ся в торговом зале и отбирать товары, не мешая друг другу.

Проходя мимо оборудования, покупатель в основном рассматрива­ет товары, расположенные на уровне глаз и ниже. Поэтому на высоте 110-160 см от пола следует размещать товары-новинки, а также това­ры, в продаже которых магазин особенно заинтересован. На нижних полках горок размещают товары с устойчивым высоким покупатель­ским спросом. Рационализация выкладки товаров предусматривает облегчение этой операции путем использования тары-оборудования.

Одновременно с подготовкой товаров к продаже необходимо прово­дить подготовку торгового зала, которая завершается проверкой пра­вильности работы кассовых машин, весовых и измерительных прибо­ров, обеспечением кассиров разменной монетой.

Повышение эффективности организации торгового и технологическо­го процессов достигается разработкой технологических карт.Техноло­гическая карта — это форма документации, которая включает поопера­ционную разработку того или иного процесса с указанием технических средств, затрат времени и труда на его выполнение. Технологические кар­ты необходимы крупным магазинам с универсальным ассортиментом товаров. В первую очередь целесообразно разрабатывать технологи­ческие карты приемки товаров с указанием в них графиков поступления товаров в течение дня, последовательности выполнения операций, коли­чества работников, занятых разгрузкой и приемкой товаров, норм затрат времени на выполнение операции. Необходимы также технологические карты размещения и выкладки товаров в торговом зале.

Технологические карты помогают более рационально использовать рабочее время, механизмы, применять более эффективные приемы и методы труда, обеспечивать сохранность качества товаров, создавать наилучшие условия для обслуживания покупателей.

Дальнейшее внедрение достижений научно-технического прогрес­са в торговлю выдвигает в качестве одной из важнейших задач опти-


3.1. Содержание торговых и технологических процессов в магазинах______ 55

мизацию торгового и технологического процессов в магазинах. Реше­ние этой задачи даст возможность улучшить обслуживание покупате­лей, снизить затраты труда на перемещение, хранение и продажу това­ров, сократить товарные потери, облегчить труд работников.

Требования современной технологии заключаются прежде всего в том, что подготовку товаров к продаже, включая фасовку, упаковку и комплектование ассортимента, нужно проводить на конечных ста­диях производства или на складах оптовых предприятий. Полностью подготовленные к продаже товары должны быть уложены в специали­зированную тару-оборудование (контейнеры, поддоны, тележки-эта­жерки) и доставлены в магазин на автомашине с грузоподъемными устройством. При этом значительная часть товаров может поступать непосредственно в торговый зал и продаваться из тары-оборудования.

Отечественная и зарубежная практика торговли подтверждает, что широкое внедрение прогрессивной технологии доставки и продажи товаров с использованием тары-оборудования дает возможность: j • устранить излишние звенья на пути движения товаров от произ-' водства до торгового зала магазина;

'{ • максимально механизировать погрузочно-разгрузочные работы 1, в промышленности, на транспорте и в торговле, что позволит улучшить условия труда и резко сократить численность работ-i ников, занятых на этих работах;

i • значительно уменьшить объем несвойственных магазинам работ •- по подготовке товаров к продаже;

'<' • сократить расходы на производство и эксплуатацию транспорт­ной тары; ' • повысить эффективность использования автотранспорта; " • уменьшить расходы на изготовление оборудования для выклад­ки товаров в торговых залах магазинов;

• обеспечить экономию капиталовложений на строительство мага­зинов;

• сократить потребность в хранении больших запасов товаров;

• повысить эффективность использования торговой площади, гак как тара-оборудование является более емкой по сравнению с обыч-

..,] пыми видами торгового немеханического оборудования.

Технология доставки и продажи товаров, особенно продоволь­ственных, с использованием тары-оборудования уже успешно приме­няется во многих городах нашей страны.


56_______ Глава 3. Торговые и технологические процессы в торговых предприятиях