Примечание.

Во всех случаях, когда поршень вынимается из цилиндра, рекомендуется заменять уплотнительные кольца в канавках блока цилиндров и пылезащитный колпачок, что необходимо для удовлетворительной работы системы.

Проверка биения тормозного диска

Проверьте осевое биение тормозного диска, не снимая его с автомобиля (рис. 6-14). Наибольшее допустимое биение по индикатору – 0,15 мм; если биение больше, то нужно прошлифовать диск, но окончательная толщина диска после шлифования не должна быть менее 9,5 мм. При повреждении или очень глубоких рисках, а также при износе, превышающем 1 мм на каждую сторону, замените диск новым.

Рис. 6-14. Проверка осевого биения тормозного диска:

1 – магнитная подставка;

2 – индикатор;

3 – тормозной диск.


Замена тормозных колодок

Колодки заменяйте новыми, если толщина накладок уменьшилась до 1,5 мм.

Для замены колодок проделайте следующие операции:

· расшплинтуйте ось верхнего прижимного рычага, выньте ее и снимите рычаг; снимите суппорт в сборе и выньте изношенные колодки из пазов направляющей (рис. 6-15);

· осторожно утопите поршни в цилиндрах до упора, следя за тем, чтобы не выплескивалась жидкость из бачка главного цилиндра, и установите новые тормозные колодки в пазы направляющей;

· подведя нижний направляющий скос на суппорте под нижний прижимной рычаг, прижмите суппорт к колодкам, вставьте ось рычага головкой со стороны колеса и зашплинтуйте ее.

Колодки необходимо менять одновременно на правом и на левом тормозах.

 

Рис. 6-15. Замена тормозных колодок:

1 – тормозные колодки;

2 – направляющая колодок;

3 – тормозной диск;

4 – тормозные шланги;

5 – блок цилиндров (в сборе с суппортом).

 


Задние тормоза

Устройство заднего тормоза показано на рис. 6-16.

Рис. 6-16. Тормозной механизм заднего колеса:

1 – колесный цилиндр;

2 – верхняя стяжная пружина колодок;

3 – накладка колодки;

4 – щит тормоза;

5 – внутренняя пластина;

6 – оболочка заднего троса;

7 – нижняя стяжная пружина колодок;

8 – передняя тормозная колодка;

9 – опорная пластина колодок;

10 – заклепки;

11 – маслоотражатель;

12 – направляющие пластины колодок;

13 – задний трос стояночного тормоза;

14 – пружина заднего троса;

15 – наконечник заднего троса;

16 – задняя тормозная колодка;

17 – опорная стойка колодки;

18 – рычаг ручного привода колодок;

19 – резиновые подушки;

20 – распорная планка колодок;

21 – палец рычага ручного привода колодок

 

 

Снятие и разборка

Поднимите заднюю часть автомобиля и снимите колесо. Примите меры, не допускающие утечки жидкости из бачка.

Съемником 67.7823.9519 (рис. 6-17) снимите тормозной барабан. Отсоедините от рычага 18 (см. рис. 6-16) ручного привода колодок конец троса, снимите шплинт, нажмите на палец 21 и снимите рычаг. Отсоедините плоскогубцами верхнюю 2 и нижнюю 7 стяжные пружины.

Повернув чашки опорных стоек 17, снимите их вместе со стойками, пружинами и нижними чашками; снимите колодки 8 и 16 и распорную планку 20. Отсоедините от колесного цилиндра 1 трубопровод и заглушите входные отверстия цилиндра и трубопровода. Снимите колесный цилиндр. При замене тормозного щита 4 снимите полуось, как указано в главе «Задний мост», и отсоедините задний трос 13, вывернув два болта его крепления к тормозному щиту 4.

Рис. 6-17. Снятие тормозного барабана:

1 – съемник 67.7823.9519


Сборка и установка

Сборку и установку проводите следующим образом.

Установите и закрепите колесный цилиндр на тормозном щите, присоедините к нему трубопровод и затяните до отказа гайку его штуцера.

Присоедините к колодке рычаг 18 (см. рис. 6-16) ручного привода колодок и установите тормозные колодки с распорной планкой 20, затем поставьте стойки 17 с пружинами и нижними чашками, поставьте верхние пружины и зафиксируйте их на стойках поворотом в ту или другую сторону. Убедитесь, что концы колодок правильно расположились в гнездах упоров на поршнях колесного цилиндра и на щите. Присоедините к рычагу 18 наконечник 15 заднего троса.

Установите тормозной барабан, предварительно смазав посадочный поясок полуоси графитовым смазочным материалом или смазкой ЛСЦ-15 и затяните до отказа болты крепления барабана.

Разборка и сборка колесных цилиндров

Разборку и сборку колесных цилиндров проводите следующим образом.

Снимите защитные колпачки 2 (рис. 6-18), затем выпрессуйте из корпуса 3 цилиндра поршни 4 в сборе с деталями устройства автоматического регулирования зазора между тормозными колодками и барабаном.

Рис. 6-18. Колесный цилиндр:

1 – упор колодки;

2 – защитный колпачок;

3 – корпус цилиндра;

4 – поршень;

5 – уплотнитель;

6 – опорная чашка;

7 – пружина;

8 – сухари;

9 – упорное кольцо;

10 – упорный винт;

11 – штуцер;

А – прорезь на упорном кольце.

 

 

Установите поршень в сборе с автоматическим устройством на специальное приспособление так, чтобы выступы приспособления охватывали головку упорного винта 3 (рис. 6-19). Отверткой, поворачивая поршень 9, выверните упорный винт 3 из поршня. Снимите с винта уплотнитель 8 с опорной чашкой 7 и сухари 5. Разъедините упорное кольцо 4 и упорный винт 3.

 

Рис. 6-19. Детали колесного цилиндра:


1 – поршень в сборе;

2 – корпус цилиндра;

3 – упорный винт;

4 – упорное кольцо;

5 – сухари;

6 – пружина;

7 – опорная чашка;

8 – уплотнитель;

9 – поршень;

10 – защитный колпачок.



 

Сборку автоматического устройства и самого колесного цилиндра проводите в обратной последовательности с учетом следующего:

· упорные винты поршней завертывайте моментом 4–7 Н·м (0,4–0,7 кгс·м);

· прорезь А (см. рис. 6-18) на упорных кольцах должна быть направлена вертикально вверх; отклонение от вертикали допускается не более 30°. Такое расположение прорези обеспечивает более полное удаление воздуха из привода тормозного механизма при его прокачке;

· для предварительного сжатия упорных колец поршни в корпус цилиндра запрессовывайте при помощи специального приспособления, имеющего форму цилиндра с конусным внутренним отверстием;

· усилие запрессовки поршня в цилиндр должно быть не менее 350 Н (35 кгс); при усилии менее 350 Н (35 кгс) замените упорное кольцо;

· при запрессовке поршня в цилиндр необходимо выдержать размеры 4,5–4,8 мм и 67 мм (максимально) (см. рис. 6-18) для свободной посадки тормозного барабана;

· перед установкой деталей в корпус цилиндра обильно смажьте их тормозной жидкостью.

После сборки проверьте перемещение каждого поршня в корпусе цилиндра. Они должны легко перемещаться в пределах 1,25–1,65 мм. Последними установите на место защитные колпачки 2.

Проверка деталей

Колесные цилиндры. Проверьте чистоту рабочих поверхностей цилиндра, поршней и упорных колец. Поверхности должны быть совершенно гладкими, без шероховатостей, чтобы не происходило утечки жидкости и преждевременного износа уплотнителей и поршней. Дефекты на зеркале цилиндра устраните притиркой или шлифовкой. Однако увеличение внутреннего диаметра цилиндра не допускается.

Проверьте состояние упорного винта 3 (см. рис. 6-19), пружины 6, упорной чашки 7 и сухарей 5. При необходимости замените поврежденные детали новыми.

Замените уплотнители 8 новыми. Проверьте состояние защитных колпачков 10 и при необходимости замените их.

Колодки. Внимательно проверьте, нет ли на колодках повреждений или деформаций.

Проверьте упругость верхних и нижних стяжных пружин; при необходимости замените их новыми.

Проверьте чистоту накладок, если обнаружены грязь или следы смазки, накладки тщательно очистите металлической щеткой и промойте уайт-спиритом, кроме того, проверьте, нет ли утечки смазки внутри барабана; неисправности устраните. Колодки заменяйте новыми, если толщина накладок стала менее 1,5–2 мм.

Тормозные барабаны. Осмотрите тормозные барабаны. Если на рабочей поверхности имеются глубокие риски или чрезмерная овальность, то расточите барабаны. Затем на станке прошлифуйте абразивными мелкозернистыми брусками. Это увеличит долговечность накладок и улучшит равномерность и эффективность торможения.

Наибольшее допустимое увеличение номинального диаметра барабана (250 мм) после проточки и шлифовки 1 мм. Пределы этого допуска должны строго соблюдаться, в противном случае нарушается прочность барабана, а также эффективность торможения из-за снижения жесткости барабана.

Проверка колесных цилиндров задних тормозов на стенде

Установите цилиндр 2 (рис. 6-20) на стенд, присоедините к нему трубопровод от манометров и прокачайте систему.


Рис. 6-20. Схема проверки колесных цилиндров задних тормозов:

1 – упоры поршней;

2 – испытываемый цилиндр;

3 – кронштейн цилиндра;

4 – манометр низкого давления;

5 – манометр высокого давления;

6 – цилиндр для создания давления;

7 – сосуд;

8 – маховик.

 

Отрегулируйте упоры 1 так, чтобы в них упирались поршни колесного цилиндра.

Проверьте отсутствие утечки жидкости. Подключите манометр 4 низкого давления. Медленно вращая маховик 8, установите по манометру 4 давление жидкости 0,05 МПа (0,5 кгс/см2).

Убедитесь, что установленное давление удерживается в течение 5 мин. Повторите аналогичное испытание при давлении жидкости 0,1–0,2–0,3–0,4–0,5 МПа (1–2–3–4–5 кгс/см2).

Снизьте давление и подключите манометр 5 высокого давления. Убедитесь, что давление удерживается в течение 5 мин, повторите испытание при давлении жидкости 5–10–15 МПа (50–100–150 кгс/см2).

Не допускается снижение давления из-за утечки жидкости через уплотнительные элементы, соединения трубопроводов, штуцеры для прокачки или через поры отливки.

Допускается незначительное уменьшение давления (не более 0,5 МПа (5 кгс/см2) в течение 5 мин, особенно при более высоких давлениях, из-за усадки уплотнителей.

Регулятор давления задних тормозов

Снятие и установка. Отсоедините рычаг 23 (рис. 6-21) от тяги 16, а затем обойму 18 от кузовного кронштейна.

Рис. 6-21. Детали привода регулятора давления:

1 – регулятор давления;

2 – пружина рычага;

3 – ось рычага привода регулятора;

4 – рычаг поршня привода регулятора давления;

5 – пружинная шайба;

6 – гайка;

7 – регулировочный болт;

8 – рычаг привода регулятора давления;

9 –опорная пластина рычага;

10 – болт с пружинной шайбой;

11 – гайка болта 15;

12, 14 – пластмассовая втулка;

13 – распорная втулка;

15 – болт крепления тяги;

16 – тяга соединения рычага привода регулятора давления с кронштейном заднего моста;

17 – балка заднего моста;

18 – обойма опорной втулки;

19 – гайка;

20 – пружинная шайба;

21 – болт крепления обоймы к кронштейну;

22 – опорная втулка рычага привода;

23 – рычаг привода регулятора давления.


Отсоедините от кузова детали подвески глушителей и отведите трубопровод с глушителями в сторону.

Отвернув болты крепления регулятора к кронштейну и кронштейна к кузову, снимите кронштейн регулятора, а затем, опустив регулятор вниз, отсоедините от него трубопроводы.

Снимите регулятор и отсоедините от него рычаг привода. Заглушите входные и выходные отверстия регулятора давления и трубопроводов.

Установку регулятора давления проводите в последовательности, обратной снятию. Перед установкой тяги 5 (рис. 6-5) проверить правильность регулировки привода регулятора и, при необходимости, её выполните, как это описано в разделе «Регулировка привода регулятора давления»

Прокачайте тормоза для удаления воздуха из привода задних тормозов.

Регулятор давления регулирует давление в гидравлическом приводе тормозных механизмов задних колес в зависимости от нагрузки на заднюю ось автомобиля. Он включен в оба контура тормозной системы и через него тормозная жидкость поступает к обоим задним тормозным механизмам.

В регуляторе имеется четыре камеры: А и D (рис. 6-22) соединяются с главным цилиндром, В – с левым, а С – с правым колесными цилиндрами задних тормозов.

В исходном положении педали тормоза поршень 2 (см. рис. 6-22) поджат рычагом 6 (см. рис. 6-5) через пружину 5 к толкателю 20 (см. рис. 6-22), который под этим усилием поджимается к седлу 14 клапана 18. При этом клапан 18 отжимается от седла и образуется зазор Н, а также зазор К между головкой поршня и уплотнителем 21. Через эти зазоры камеры А и D сообщаются с камерами В и С.

 

 

Рис. 6-22. Регулятор давления задних тормозов в нерабочем положении:


1 – корпус регулятора давления;

2 – поршень;

3 – защитный колпачок;

4, 8 – стопорные кольца;

5 – втулка поршня;

6 – пружина поршня;

7 – втулка корпуса;

9, 22 – опорные шайбы;

10 – уплотнительные кольца толкателя;

11 – опорная тарелка;

12 – пружина втулки толкателя;

13 – кольцо уплотнительное седла клапана;

14 – седло клапана;

15 – уплотнительная прокладка;

16 – пробка;

17 – пружина клапана;

18 – клапан;

19 – втулка толкателя;

20 – толкатель; 21 – уплотнитель головки поршня;

23 – уплотнитель штока поршня;

24 – заглушка;

А, D – камеры, соединенные с главным цилиндром;

В, С – камеры, соединенные с колесными цилиндрами задних тормозов;

К, М, Н – зазоры.



При нажатии на педаль тормоза жидкость через зазоры К и Н и камеры В и С поступает в колесные цилиндры тормозных механизмов. При увеличении давления жидкости возрастает усилие на поршне, стремящееся выдвинуть его из корпуса. Когда усилие от давления жидкости превысит усилие от упругого рычага, поршень начинает выдвигаться из корпуса, а вслед за ним перемещается под действием пружин 12 и 17 толкатель 20 вместе с втулкой 19 и кольцами 10. При этом зазор М увеличивается, а зазоры Н и К уменьшаются. Когда зазор Н выберется полностью и клапан 18 изолирует камеру D от камеры С, толкатель 20 вместе с расположенными на нем деталями перестает перемещаться вслед за поршнем. Теперь давление в камере С будет изменяться в зависимости от давления в камере В. При дальнейшем увеличении усилия на педали тормоза давление в камерах D, В и А возрастает, поршень 2 продолжает выдвигаться из корпуса, а втулка 19 вместе с уплотнительными кольцами 10 и тарелкой 11 под усиливающимся давлением в камере В, сдвигается в сторону пробки 16. При этом зазор М начинает уменьшаться. За счет уменьшения объема камеры С давление в ней, а значит и в приводе тормоза, нарастает и практически будет равно давлению в камере В. Когда зазор К станет равен нулю, давление в камере В, а значит и в камере С, будет расти в меньшей степени, чем давление в камере А за счет дросселирования жидкости между головкой поршня и уплотнителем 21. Зависимость между давлением в камерах В и А определяется отношением разности площадей головки и штока поршня к площади головки.

При увеличении нагрузки автомобиля упругий рычаг 6 (см. рис. 6-5) нагружается больше и усилие от рычага 2 на поршень увеличивается, то есть момент касания головки поршня и уплотнителя 21 (см. рис. 6-22) достигается при большем давлении в главном тормозном цилиндре. Таким образом, эффективность задних тормозов с увеличением нагрузки увеличивается.

При отказе контура тормозов «левый передний – правый задний тормоза», уплотнительные кольца 10, втулка 19 под давлением жидкости в камере В сместятся в сторону пробки 16 до упора тарелки 11 в седло 14. Давление в заднем тормозе будет регулироваться частью регулятора, которая включает в себя поршень 2 с уплотнителем 21 и втулкой 7. Работа этой части регулятора, при отказе названного контура, аналогична работе при исправной системе. Характер изменения давления на выходе регулятора такой же, как и при исправной системе.

При отказе контура тормозов «правый передний – левый задний тормоза» давлением тормозной жидкости толкатель 20 с втулкой 19, уплотнительными кольцами 10 смещается в сторону поршня, выдвигая его из корпуса. Зазор М увеличивается, а зазор Н уменьшается. Когда клапан 18 коснется седла 14 рост давления в камере С прекращается, то есть регулятор в этом случае работает как ограничитель давления. Однако достигаемая величина давления достаточна для надежной работы заднего тормоза.

В корпусе 1 выполнено отверстие, закрытое заглушкой 24. Течь жидкости из-под заглушки при ее выдавливании свидетельствует о негерметичности колец 10.

 

Стояночный тормоз

Снятие и установка. Установите рычаг привода стояночного тормоза в крайнее нижнее положение, отсоедините концы тросов от рычагов привода тормозных колодок (см. «Задние тормоза»).

Ослабив контргайку 5 (см. рис. 6-4) и регулировочную гайку 6, снимите оттяжную пружину 9 (рис. 6-23), затем полностью отверните контргайку и гайку.

Выньте передние наконечники заднего троса из кронштейнов пола кузова, а оболочку троса из кронштейнов балки заднего моста, и снимите задний трос 12.

Снимите рычаг в сборе и передний трос.

Вынув шплинт и сняв упорную шайбу, отсоедините передний трос от рычага привода стояночного тормоза.

Устанавливайте стояночный тормоз в последовательности, обратной снятию, с последующей его регулировкой (см. «Регулировка стояночного тормоза»). При установке смажьте консистентной смазкой Литол-24 или ЛСЦ-15 направляющую заднего троса, ось рычага стояночного тормоза и наконечник переднего троса.

Проверка и ремонт. Тщательно проверьте состояние деталей стояночного тормоза.

Если обнаружен обрыв или перетирание проволок, трос замените новым.

Удостоверьтесь, что зубья сектора и защелки рукоятки не повреждены; изношенные детали замените.

Проверьте исправность пружины. Она должна обеспечивать возврат рычага в нерабочее положение.

Проверьте состояние оболочки заднего троса и крепление наконечников на оболочке, а также убедитесь, что трос свободно перемещается внутри оболочки. При повреждении оболочки и ослаблении крепления наконечников замените трос.

Рис. 6-23. Детали привода стояночного тормоза:


1 – рычаг;

2 – кнопка;

3 – пружина тяги;

4 – тяга защелки;

5 – чехол;

6 – передний трос;

7 – направляющая заднего троса;

8 – распорная втулка;

9 – оттяжная пружина;

10 – распорная планка;

11 – рычаг ручного привода колодок;

12 – задний трос.



11. Электрооборудование

Провода и предохранители

Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме – отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с кузовом автомобиля, который выполняет функцию второго провода.

Большинство изделий электрооборудования работает при включенном выключателе зажигания. Независимо от выключателя зажигания работают: контрольная лампа включения автомобильной противоугонной системы, блокировка замков дверей, сигнализация дальним светом фар, сигналы торможения, наружное освещение, плафоны освещения салона и индивидуальной подсветки, аварийная сигнализация, звуковой сигнал и подкапотная лампа.

Большинство цепей питания электрооборудования автомобиля защищено плавкими предохранителями. Не защищены предохранителями цепь заряда аккумуляторной батареи, цепи пуска двигателя, генератора.

Прежде чем заменить перегоревший предохранитель, выясните причину его сгорания и устраните ее. При поисках неисправности рекомендуется просмотреть указанные в табл. 7-1 цепи, которые защищает данный предохранитель.

В табл. 7-1 дано назначение каждого предохранителя, но на конкретной модели автомобиля могут отсутствовать некоторые цепи (или устройства), указанные в таблице.

На всех схемах, приведенных в разделе «Электрооборудование» цвет проводов обозначается буквами, причем первая буква – это цвет самого провода, а вторая – цвет полоски на проводе (табл. 7-2).

Таблица 7-1