Утечка масла

1. Повреждение уплотнительных прокладок. 2. Ослабление гаек и шпилек крепления крышек к картеру. 3. Изношены или повреждены сальники валов. 4. Износ уплотнительных колец штоков привода раздаточной коробки. 5. Наличие раковин, пористости и поврежденных поверхностей картерных деталей. 1. Замените прокладки. 2. Подтяните гайки и шпильки в местах утечки.   3. Замените сальники. 4. Замените уплотнительные кольца.   5. Замените картерные детали.

 

Методика определения причин вибрации раздаточной коробки и пола кузова (в зоне передних сидений)

Прежде всего, отметьте, при какой скорости возникает вибрация раздаточной коробки, затем приступайте к определению причин вибрации.

Испытание 1. Установите рычаги раздаточной коробки и коробки передач в нейтральное положение и заведите двигатель. Установите частоту вращения коленчатого вала двигателя, равной скорости движения автомобиля, при которой наступала вибрация.

Если на стоящем автомобиле вибрация сохраняется, то следует проверить крепление и состояние опор двигателя, так как они являются причиной вибрации.

Испытание 2. Если при испытании 1 вибрация не обнаружена, то установите рычаг раздаточной коробки в нейтральное положение, заведите двигатель, включите в коробке передач прямую передачу и установите частоту вращения коленчатого вала двигателя, соответствующей скорости движения автомобиля, при которой наступала вибрация раздаточной коробки.

Если на стоящем автомобиле, при такой частоте вращения коленчатого вала, вибрация наблюдается, то ее причиной является неисправность промежуточного карданного вала (дисбаланс, изгиб болтов крепления или фланца эластичной муфты, заедание в шарнире равных угловых скоростей).

Испытание 3. Если при испытаниях 1 и 2 вибрация не обнаружена, переходите к испытанию 3. Разгоните автомобиль до скорости, при которой наступает вибрация, и установите рычаги раздаточной коробки и коробки передач в нейтральное положение. Если вибрация сохраняется, то ее причиной является неисправность переднего или заднего карданных валов (дисбаланс, заедание карданных шарниров) или дисбаланс межосевого дифференциала.

Снятие и установка раздаточной коробки

Снятие. Установите автомобиль над смотровой канавой (на подъемник). Опустите рычаг стояночного тормоза, установите рычаги переключения передач раздаточной коробки и коробки передач в нейтральное положение. Отсоедините провода от аккумуляторной батареи. Снимите передний коврик пола, отверните рукоятки с рычагов раздаточной коробки и коробки передач и снимите наружные чехлы. Отверните винты крепления и снимите крышку люка рычага управления раздаточной коробкой. После чего снимите внутренний уплотнительный чехол.

Нажмите вниз на стержень 7 (рис. 3-34) рычага управления 4 и отверткой или каким-либо другим заостренным инструментом выньте запорную втулку 12 из канавки на стержне рычага. Снимите стержень.


 

Рис. 3-34. Детали рычага управления:


1 – ось вилки рычага управления;

2 – втулка; 3 – втулка дистанционная;

4 – рычаг управления;

5 – шайба;

6 – гайка оси вилки;

7 – стержень рычага управления;

8 – рукоятка;

9 – упорная подушка;

10 – упругая втулка;

11 – дистанционная втулка;

12 – запорная втулка;

13 – вилка рычага управления;

14 – гайка крепления кронштейна;

15 – шайба;

16 – кронштейн рычага управления;

17 – упорная шайба;

18 – шайба;

19 – гайка вилки рычага управления.


 

Отсоедините колодку жгута проводов от колодки датчика скорости и провода от датчика контрольной лампы блокировки дифференциала. Проворачивая карданные валы, отсоедините фланцы карданных валов от валов раздаточной коробки, а фланец промежуточного карданного вала - от фланца вторичного вала коробки передач.

Отверните две гайки 8 (рис. 3-35) крепления заднего кронштейна 2 раздаточной коробки к поперечине задней опоры. Снимите шайбы 7 и извлеките болты 4. Подведите опорную часть домкрата до упора к раздаточной коробке. Отвернув четыре гайки 8 крепления кронштейнов 3, опустите вниз и снимите с домкрата раздаточную коробку.

Установку раздаточной коробки проводите в последовательности, обратной снятию.


 

 

 

Рис. 3-35. Кронштейны подвески раздаточной коробки:


1 – раздаточная коробка;

2 – кронштейн подвески задний;

3 – кронштейн подвески;

4 – болт;

5 – шайба;

6 – гайка оси подвески;

7 – шайба;

8 – гайка кронштейна подвески;

9 – гайка заднего кронштейна подвески;

10 – шайба.


 

 

Разборка и сборка

Разборка. Промойте раздаточную коробку и слейте масло.

Закрепите раздаточную коробку на стенде для разборки и ослабьте гайки крепления фланцев на ведущем валу и на валах привода переднего и заднего мостов. Отвернув гайку крепления фланца вала привода заднего моста, снимите фланец с шайбой.

Отвернув гайки крепления задней крышки 31 (см. рис. 3-32), снимите крышку в сборе с валом привода заднего моста, следя за тем, чтобы не повредить уплотнительную прокладку.

Установите приспособление для стопорения на фланец ведущего вала, включите любую передачу и отверните гайки крепления задних подшипников ведущего и промежуточного валов. После чего снимите установочные кольца.

Отвернув четыре гайки крепления крышки смотрового люка, снимите шайбы и крышку.

Отвернув гайки крепления фланцев вала привода переднего моста и ведущего вала, снимите фланцы 12.

Отверните болт 24 (см. рис. 3-33) крепления вилки переключения передач и осторожно, закрыв пальцем гнездо фиксатора, извлеките шток 12, вилку 17, дистанционную втулку 18, детали фиксатора. Снимите чехол 4.

Снимите тягу 15, отверните гайки крепления и снимите крышку переднего подшипника ведущего вала. Затем снимите корпус привода спидометра с ведомой шестерней 15 (см. рис. 3-32).

Отвернув две гайки 14 (см. рис. 3-34), снимите кронштейн с рычагом управления 4 раздаточной коробкой. После чего снимите картер привода переднего моста с рычагом и муфтой блокировки дифференциала.

Снимите переднюю крышку 4 (рис. 3-36) вместе с дифференциалом, затем установите установочное кольцо подшипника дифференциала и выньте из передней крышки подшипник в сборе с дифференциалом.

Рис. 3-36. Снятие передней крышки раздаточной коробки:

1 – промежуточный вал;

2 – ведущий вал;

3 – дифференциал;

4 – передняя крышка.

 

Снимите установочные кольца с задних подшипников ведущего и промежуточного валов и выньте из картера раздаточной коробки оба вала: ведущий и промежуточный.

Зажав в тиски ведущий вал, снимите упорное кольцо и задний подшипник 11 (рис. 3-37), используя универсальный съемник. Снимите с ведущего вала шестерню 9 низшей передачи вместе с втулкой 10, муфту 8 переключения передач, ступицу 7 муфты, шестерню 6 высшей передачи.

Рис. 3-37. Детали ведущего и промежуточного валов:

1 – фланец;

2 – сальник;

3 – упорное кольцо подшипника;

4 – передний подшипник;

5 – ведущий вал;

6 – шестерня высшей передачи;

7 – ступица;

8 – муфта;

9 – шестерня низшей передачи;

10 – втулка;

11 – задний подшипник;

12 – установочное кольцо подшипника;

13 – подшипники промежуточного вала;

14 – промежуточный вал.


 

Разберите дифференциал, для чего:

· снимите стопорное кольцо 1 (рис. 3-38) и пружинную шайбу 2 переднего подшипника;

Рис. 3-38. Детали дифференциала раздаточной коробки:

1 – стопорное кольцо;

2 – пружинная шайба;

3 – установочное кольцо подшипника;

4 – подшипники корпуса дифференциала;

5 – ведомая шестерня;

6 – передний корпус дифференциала;

7 – шестерня привода переднего моста;

8 – стопорное кольцо оси сателлитов;

9 – сателлит;

10 – задний корпус дифференциала;

11 – опорная шайба;

12 – шестерня привода заднего моста;

13 – ось сателлитов;

14 – пружинная шайба оси сателлитов;

15 – опорная шайба.

 

· снимите задний и передний подшипники с корпуса дифференциала (рис. 3-39), используя универсальный съемник и упор 67.7853.9559;

 

Рис. 3-39. Спрессовка подшипника с корпуса дифференциала:

1 – съемник А.40005/1/6;

2 – упор 67.7853.9559;

3 – подшипник.

 

 

· отверните болты крепления ведомой шестерни дифференциала, отметьте рисками на корпусах дифференциала взаимное их расположение относительно друг друга и разъедините корпус;

· снимите ведомую шестерню дифференциала;

· снимите стопорные кольца 8 (см. рис. 3-38) и пружинную шайбу 14, затем выпрессуйте ось сателлитов и снимите сателлиты и шестерни привода ведущих мостов с опорными шайбами.

Выпрессуйте изношенные или поврежденные сальники из картера привода переднего моста, из крышки переднего подшипника и из задней крышки. Отверните гайки с осей подушки подвески и снимите кронштейны в сборе.


 

Сборка раздаточной коробки проводится в последовательности обратной разборке с учетом следующего:

· соберите межосевой дифференциал, совместив метки на его корпусах, чтобы не нарушить балансировку данного узла;

· пружинную шайбу на оси сателлитов установите со стороны глухого отверстия на торце оси;

· осевой зазор каждой шестерни привода мостов должен составлять 0–0,10 мм, а момент сопротивления вращению шестерен не должен превышать 14,7 Н·м (1,5 кгс·м). При увеличенном зазоре замените опорные шайбы другими, большей толщины; если указанный зазор не удается получить при установке опорных шайб наибольшей толщины, шестерни замените новыми ввиду их чрезмерного износа;

· ведущий и промежуточный валы устанавливаются в картер раздаточной коробки одновременно (см. рис. 3-40);

Рис. 3-40. Установка в картер ведущего и промежуточного валов:

1 – промежуточный вал;

2 – ведущий вал.

 

· напрессовку подшипников на корпус дифференциала проводите оправкой 67.7853.9558 (см. рис. 3-41);

· рабочие поверхности сальников перед установкой в крышки и картеры смажьте смазкой Литол-24;

· при обжатии гаек валов раздаточной коробки пользуйтесь оправкой 67.7820.9520 (см. рис. 3-42).

Рис. 3-41. Напрессовка подшипника на корпус дифференциала:

1 – оправка 67.7853.9558.

 

 

Рис. 3-42. Обжатие гайки крепления фланца вала привода заднего моста:

1 – оправка 67.7820.9520;

2 – фиксатор фланца.

 

 

После сборки залейте масло в раздаточную коробку до нижней кромки заливного отверстия.


Проверка технического состояния

Перед осмотром все детали раздаточной коробки тщательно очистите щеткой и скребком, а затем промойте. Обдуйте детали струей сжатого воздуха. Особенно тщательно промойте и продуйте подшипники, не допуская их быстрого вращения от струи сжатого воздуха, чтобы не повредить их.

Картер и крышки. На картере и крышках не должно быть трещин, на поверхности расточек для подшипников не допускается износ или повреждения (вмятины, скалывания). Повреждения на поверхностях сопряжения картера с крышками могут вызвать несоосность валов и утечку масла. Мелкие повреждения зачистите напильником. При значительных повреждениях или износах детали замените новыми.

Сальники. Тщательно проверьте их состояние. При обнаружении даже незначительных повреждений сальники замените новыми. Ширина износа рабочей кромки сальника не должна превышать 1 мм.

Валы. На рабочих поверхностях, резьбовой части и на шлицах валов не допускаются повреждения. Проверьте биение ведущего вала и валов привода переднего и заднего мостов, установив их на призмах и поворачивая вручную. Биение торцевой части упорных поясков для подшипников должно быть не более 0,01 мм.

При проверке промежуточного вала обратите внимание на состояние блока шестерен и ведущей шестерни привода спидометра. Не допускается выкрашивание или чрезмерный износ зубьев. Негодные детали замените.

Шестерни. При осмотре шестерен проверьте состояние зубьев и посадочных поверхностей. Не допускается выкрашивание зубьев, их чрезмерный износ. На посадочных поверхностях шестерен не должно быть задиров или износов, вызывающих большой зазор.

Проверьте зазор в зацеплении шестерен; монтажный зазор должен быть 0,10 мм, предельно допустимый – 0,20 мм.

Монтажный зазор между шестерней низшей передачи и втулкой, а также между ведущим валом и шестерней высшей передачи должен быть 0,05–0,10 мм, предельно допустимый – 0,15 мм. При износе, превышающем допустимые пределы, шестерни замените новыми.

Подшипники. Шариковые и роликовые подшипники не должны иметь повреждений на беговых дорожках колец, на сепараторах, роликах или шариках, а также трещин и сколов на кольцах. Радиальный зазор подшипников не должен превышать 0,05 мм.

При проворачивании чистый, сухой подшипник не должен стучать. Ход должен быть ровным, без заеданий. Поврежденные подшипники замените.

Штоки, вилки. Не допускается деформация вилок и заедание штоков в отверстиях картера. Детали фиксаторов заменяйте новыми при обнаружении следов заеданий. Пружины фиксаторов также замените при потере упругости. Длина пружины под нагрузкой 99,15–114,85 Н (10,2–11,8 кгс) должна быть 19 мм, в свободном состоянии – 23,3 мм

Ступицы, муфты. Проверьте, нет ли следов заедания на ступице муфты включения передач и особенно на поверхностях скольжения муфт, а также на шлицах корпуса дифференциала. Задиры и заусенцы зачистите напильником. Особое внимание обратите на состояние торцев зубьев муфты; если они разрушены или смяты, что мешает ее перемещению при переключении, замените муфту.

Дифференциал. Проверьте состояние поверхности оси сателлитов и отверстий в корпусе дифференциала; при незначительных повреждениях отшлифуйте поверхности мелкозернистой шкуркой, а при значительных - замените детали новыми.

Проверьте состояние поверхности шеек шестерен привода мостов и их посадочных отверстий в корпусах дифференциала, а также состояние опорных поверхностей на регулировочных шайбах и сопрягаемых с ними торцевых поверхностей на корпусах и шестернях привода мостов. Обнаруженные повреждения устраните мелкозернистой шлифовальной шкуркой или бархатным напильником; значительно поврежденные или изношенные детали замените. При снятой пружинной шайбе 14 (см. рис. 3-38) убедитесь в отсутствии радиального перемещения стопорных колец 8 в канавках оси 13. В случае обнаружения люфта замените стопорные кольца.


Испытание раздаточной коробки

Собранную раздаточную коробку испытайте на стенде на шумность, на качество сборки и отсутствие утечки масла. Проверку проводите последовательно на высшей и низшей передачах при следующей частоте вращения ведущего вала в обоих направлениях:

I режим – 100–200 мин-1

II режим – 2000–2500 мин-1

III режим – 3500–4000 мин-1

На втором режиме проверку проводите без нагрузки и под нагрузкой переменным крутящим моментом, а на I и III режимах – без нагрузки.

Работу дифференциала проверьте на первом режиме, поочередно притормаживая валы привода переднего и заднего мостов до полной их остановки.

Переключение передач и блокировку дифференциала проводите при неподвижных валах раздаточной коробки.

В раздаточной коробке не допускается: заедание, как передач, так и блокировки дифференциала, стук или неравномерный шум шестерен и утечка масла.

 

 

Карданная передача

Устройство валов карданной передачи показано на рис. 3-43, 3-44.

Рис. 3-43. Карданная передача в сборе:

1 – передний карданный вал;

2 – промежуточный карданный вал;

3 – раздаточная коробка;

4 – задний карданный вал.


Рис. 3-44. Промежуточный карданный вал:

1 – фланец вторичного вала коробки передач;

2 – гайка;

3 – балансировочные шайбы;

4 – муфта эластичная;

5 – болт крепления фланца;

6 – корпус шарнира равных угловых скоростей;

7 – гайка;

8 – заглушка корпуса шарнира;

9 – промежуточный карданный вал;

10 – фланец эластичной муфты.

 

Возможные неисправности, их причины и методы устранения