Быстрое падение уровня жидкости в расширительном бачке

1. Поврежден радиатор. 2. Повреждение шлангов или прокладок в соединениях трубопроводов, ослабление хомутов. 3. Подтекание жидкости из крана или радиаторов отопителей. 4. Подтекание жидкости через сальник насоса охлаждающей жидкости. 5. Повреждена пробка или прокладка пробки радиатора. 6. Повреждена прокладка головки цилиндров. 7. Подтекание жидкости через микротрещины в блоке или в головке цилиндров. 8. Подтекание жидкости через микротрещины в корпусе насоса охлаждающей жидкости, в отводящем патрубке рубашки охлаждения, в термостате, расширительном бачке или впускной трубе. 1. Отремонтируйте радиатор или замените. 2. Замените поврежденные шланги или прокладки, подтяните хомуты шлангов.   3. Замените кран или радиаторы.   4. Замените сальник.   5. Замените пробку.   6. Замените прокладку.   7. Проверьте герметичность блока и головки цилиндров, при обнаружении трещин замените поврежденные детали. 8. Проверьте герметичность, при обнаружении трещин поврежден­ные детали замените; незначительную течь допускается устранить добавкой в охлаждающую жидкость герметизатора типа НИИСС-1.

 

Снятие и установка двигателя

Поставьте автомобиль на подъемник или над осмотровой канавой и затормозите его рычагом привода стояночного тормоза. Отсоедините провода от аккумуляторной батареи и снимите ее. Отверните болты крепления петель капота и снимите капот. Снимите экран двигателя.

Слейте охлаждающую жидкость из радиатора, блока цилиндров и отопителя, для чего передвиньте вправо рычажок управления краном отопителя, отверните пробки на левой стороне блока цилиндров и на правом бачке радиатора, заверните вместо них штуцеры сливных шлангов и снимите пробки с расширительного бачка и радиатора.

Открутите четыре болта и одну гайку (см. рис. 2-60) и снимите кожух вместе с вентиляторами системы охлаждения. Отсоедините от двигателя шланги 14 и 16 подвода и отвода охлаждающей жидкости. Открутив четыре болта снимите кожуха 10 и 12 радиатора 11. Открутите два болта, снимите кронштейны 9 и выньте радиатор охлаждения двигателя.

 

Отсоедините шланги подвода и слива топлива от трубок 5 и 6 (рис. 2-3) на двигателе. Закройте отверстия шлангов и трубок, чтобы в них не попала грязь.

Рис. 2-3. Детали топливной аппаратуры:

1 – кронштейн;

2 – электробензонасос;

3 – наливная труба;

4 – топливный насос;

5 – отводящая трубка;

6 – подводящая топливная трубка;

7 – топливная рампа;

8 – топливный фильтр;

9 – скоба крепления топливного фильтра.

 

 

 

 

Отсоедините трос 2 (рис. 2-4) привода акселератора от сектора 1 на дроссельном патрубке, от кронштейна 4 на ресивере и от кронштейнов на крышке головки цилиндров.

 

Рис. 2-4. Снятие привода акселератора:

1 – сектор с рычагом управления дроссельной заслонкой;

3 – оплетка троса;

4 – кронштейн;

5 – педаль управления дроссельной заслонкой;

6 – чашки пружин;

7 – накладка педали;

8 – пружина;

9 – фиксатор.


Ослабьте два стяжных хомута и снимите шланг 1 (рис. 2-5) впускной трубы, отсоединив его от патрубка и шланга вентиляции картера двигателя.

 

Рис. 2-5. Снятие узлов и деталей системы подачи воздуха:

1 и 11 – шланги впускной трубы;

2 – датчик массового расхода воздуха;

3 – крышка воздушного фильтра;

4 – фильтрующий элемент;

5 – корпус воздушного фильтра;

6 – заборник воздуха;

7 – резонатор;

8 – ресивер;

9 – дроссельный патрубок;

10–шланг подогрева дроссельного патрубка;

12 – кронштейн;

13 – опора фильтра

 

Снимите воздушный фильтр в сборе с датчиком 2 массового расхода воздуха, срезав ножом три резиновые опоры 13, которыми фильтр крепится к кузову.

Отсоедините от ресивера шланги отбора разрежения к регулятору давления топлива и к вакуумному усилителю тормозов.

Отсоедините шланг продувки адсорбера от дроссельного патрубка (если на автомобиле имеется система улавливания паров бензина).

Отсоедините провода от дроссельного патрубка, от модуля зажигания, от жгута проводов форсунок, от всех датчиков, имеющихся на силовом агрегате, и от выключателя света заднего хода на коробке передач, от генератора и стартера.

Слейте масло из бачка гидроусилителя рулевого управления. Отсоедините от насоса гидроусилителя подводящий шланг и шланг высокого давления и заглушите их.

Отверните гайки крепления приемной трубы глушителей к выпускному коллектору. Отсоедините приемную трубу от кронштейна на коробке передач и опустите ее вниз.

Ослабьте хомуты и отсоедините шланги от патрубков отопителя, а от ресивера – шланг вакуумного усилителя тормозов.

Шарнирным торцевым ключом 02.7812.9500 отверните болты крепления стартера к картеру сцепления. Отверните болты крепления крышки картера сцепления к нижней части картера сцепления. Шарнирным торцевым ключом А.55035 отверните болты крепления картера сцепления к блоку цилиндров.

Повесьте на таль траверсу ТСО-3/379 и застропите двигатель с правой стороны за скобу, установленную на передней шпильке крепления выпускного коллектора, а с левой стороны – за отверстие крепления кожуха сцепления.

Слегка натяните цепь тали, отверните гайки 7 (рис. 2-6) крепления подушек 8 передней подвески двигателя к боковым кронштейнам, отверните гайки и болт крепления картера переднего моста к кронштейнам двигателя.

Рис. 2-6. Снятие силового агрегата:

1 – правый кронштейн подвески двигателя с подушкой;

2 – рымы для строповки;

3 – поперечина задней подвески двигателя;

4 – дистанционная втулка;

5 – опора задней подвески двигателя;

6 – шпилька;

7 – гайка;

8 – подушка;

9 – левый кронштейн подвески двигателя.

 

Выньте двигатель, сначала подняв его вверх, чтобы вывести болты подушек подвески из отверстий кронштейнов, а затем, сместив вперед, чтобы вынуть конец первичного вала коробки передач из подшипника, расположенного во фланце коленчатого вала.

Снимите теплоизоляционный щиток и стартер.

Отверните болты крепления сцепления и снимите его.

Устанавливайте двигатель на автомобиль в последовательности, обратной снятию. Особое внимание уделяйте соединению двигателя с коробкой передач: ведущий вал должен точно войти в шлицы ведомого диска сцепления.

 

 

Разборка двигателя

Вымойте двигатель на моечной установке, установите его на стенде для разборки и слейте из картера масло.

Отсоедините от дроссельного патрубка 9 (см. рис. 2-5) шланги 10 подвода и отвода охлаждающей жидкости, а также шланг вентиляции картера на холостом ходу. Снимите дроссельный патрубок с прокладкой, отвернув гайки его крепления к ресиверу 8.

Снимите трубки 5 и 6 (см. рис. 2-3) подвода и слива топлива, отсоединив их от рампы 7 форсунок, регулятора давления топлива и от кронштейна на ресивере. Снимите вакуумный шланг 6 (рис. 2-7), отсоединив его от патрубков на ресивере 8 и регуляторе 5 давления топлива.

 

Рис. 2-7. Снятие элементов системы питания:

1 – впускная труба;

2 – форсунка;

3 – болт;

4 – рампа форсунок;

5 – регулятор давления;

6 – вакуумный шланг;

7 – прокладка;

8 – ресивер.

 

 

Отверните пять гаек, снимите ресивер 8 с прокладкой 7 и кронштейном экрана двигателя.

Отсоедините от форсунок жгут проводов, снимите рампу 4 форсунок с регулятором 5 давления, отвернув два болта 3 крепления к впускной трубе.

С левой стороны двигателя снимите модуль зажигания, с правой – датчик детонации.

Ослабьте гайки 8 (см. рис. 2-61) выкрутите болт 5 и снимите ремень 7 привода генератора, насоса охлаждающей жидкости, насоса гидроусилителя. Снимите генератор, кронштейн генератора, механизм натяжения.

Снимите насос охлаждающей жидкости.

Открутите болты 2 (см. рис.2-8) и снимите насос 10 гидроусилителя рулевого управления.


Рис.2-8. Снятие масляного фильтра приспособлением А.60312:

1 – пластина;

2 – болт крепления насоса гидроусилителя;

3 – болт крепления кронштейна масляного фильтра;

4 – уплотнительное кольцо;

5 – прокладка;

6 – кронштейн масляного фильтра;

7 – штуцер; 8 – масляный фильтр;

9 – приспособление;

10 – насос гидроусилителя рулевого управления.

 

Приспособлением А.60312 отверните и снимите масляный фильтр 8 с прокладкой . Отверните болты 3 и снимите кронштейн 6 насоса гидроусилителя руля.

Снимите с головки цилиндров выпускной патрубок охлаждающей жидкости и трубопровод отвода жидкости к отопителю.

Выверните датчик контрольной лампы давления масла. Снимите крышку сапуна вентиляции картера, картер, фиксатор шестерни привода масляного насоса, масляный насос. Снимите фиксатор сливной трубки маслоотделителя и выньте маслоотделитель вентиляции картера.

Снимите демпфер коленчатого вала, закрепив маховик фиксатором А.60330/R (рис. 2-9) и отвернув ключом А.50121 гайку (рис. 2-10).

Рис. 2-9. Снятие маховика:

1 – ключ;

2 – маховик;

3 – болт крепления маховика;

4 – шайба;

5 – фиксатор А.60330/R для удержания маховика от проворачивания;

6 – передняя крышка картера сцепления.

 

Рис. 2-10. Отворачивание гайки коленчатого вала ключом А.50121


Снимите крышку головки цилиндров, с кронштейнами экрана двигателя и троса акселератора. Снимите крышку цепного привода распределительного вала. Отверните болты крепления звездочек распределительного вала и вала привода масляного насоса.

Открутите штуцер трубки 3 (рис. 2-11) подачи масла и отсоедините ее от натяжителя 4. Отверните гайки крепления натяжителя к головке цилиндров, снимите его и, отвернув болт, снимите башмак 2 натяжителя цепи 1.

Рис. 2-11. Элементы механизма натяжения цепи:

1 – цепь; 2 – башмак натяжителя;

3 – трубка подвода масла к натяжителю;

4 – натяжитель цепи;

5 – звездочка распределительного вала;

6 – успокоитель;

7 – звездочка валика привода масляного насоса;

8 – звездочка коленчатого вала.

 

Отверните ограничительный палец цепи, снимите звездочки 7 и 5 привода масляного насоса и распределительного вала и выньте цепь.

Ослабьте гайки шпилек 4 (рис. 2-12). Снимите корпус подшипников распределительного вала. Отвернув гайки шпилек 4 и, удалив упорный фланец 1, осторожно, чтобы не повредить поверхность опор корпуса подшипников, выньте распределительный вал.

Рис. 2-12. Снятие упорного фланца распределительного вала:

1 – упорный фланец;

2 – распределительный вал;

3 – корпус подшипников;

4 – шпилька крепления упорного фланца

 

Отверните болты крепления головки цилиндров и снимите ее вместе с выпускным коллектором и впускной трубой.

Снимите упорный фланец 1 (рис. 2-13) валика привода масляного насоса и выньте валик из блока цилиндров.

 

Рис. 2-13. Снятие валика привода масляного насоса:

1 – упорный фланец;

2 – болт крепления фланца;

3 – валик привода масляного насоса;

4 – ключ

 

 


 

Универсальным съемником А.40005/1/7 из комплекта А.40005 снимите звездочку с коленчатого вала (рис. 2-14).

Рис. 2-14. Снятие звездочки коленчатого вала универсальным съемником

 

Отверните гайки шатунных болтов, снимите крышки шатунов и осторожно выньте через цилиндры поршни с шатунами. Пометьте поршень, шатун, вкладыши коренных и шатунных подшипников, чтобы при сборке установить их на прежнее место.

 

 

Предупреждение!