Тема:Тип Членистоногие. Подтип Трахейнодышащие. Класс Насекомые (продолжение). Отряд Двукрылые.

Цель занятия:Изучить морфологию и биологию насекомых их отряда Двукрылые – переносчиков заболеваний человека.

Задачи:

1.Изучить по таблицам особенности строения, биологии и медицинское значение москитов. Меры борьбы с москитами и профилактику лейшманиозов.

2. По таблицам и микропрепаратам изучить особенности строения, биологии и медицинское значение комаров; меры борьбы с комарами и профилактику малярии.

3. По таблицам, макро- и микропрепаратам изучить особенности строения и биологии мух – переносчиков и возбудителей заболеваний человека; способы защиты и меры борьбы с мухами.

В результате изучения материала студент должен:

Знать:

До изучения темы:

1)Систематическое положение, особенности строения и биологии Двукрылых, имеющих медицинское значение.

2)Пути и способы передачи ими заболеваний; меры профилактики.

После изучения темы:

1Меры борьбы с паразитическими Двукрылыми.

2)Составные компоненты и характеристику природных очагов заболеваний, переносимых двукрылыми.

3Распространенность малярии и ее профилактику.

Студент должен уметь:

1. Идентифицировать на микропрепаратах комаров.

2.Дифференцировать обыкновенного и малярийного комара на всех стадиях развития.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.

2). Ответить на вопросы для самоконтроля:

1. Систематическое положение насекомых, изучаемых на занятии.

2. Медицинское значение комаров.

3. Какие различия существуют в строении ротового аппарата самок и самцов комаров Culex и Anopheles?

4. Какие морфологические признаки позволяют отличить яйца, личинки и куколки комаров рода Anopheles от таковых рода Culex.

5. Знать жизненный цикл и биологические особенности развития комаров родов Culex, Anopheles и Aёdes.

6. Повторить жизненный цикл и патогенное действие на человека малярийных плазмодиев.

7. Меры борьбы с комарами. Профилактика малярии.

3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля:

Выберите правильный ответ (ответы):

1. Временные эктопаразиты человека, развитие которых происходит с полным метаморфозом,: а)блохи, б) вши, в)комары, г)москиты, д)муха це-це, е)клопы.

2. К специфическим переносчикам возбудителей болезней человека относятся: а)малярийный комар, б) москиты, в)муха комнатная, г)головная вошь, д) грызуны, д) свиньи.

3.Зависимость процессов созревания гамет от питания кровью (гонотрофический цикл) существует у: а)вольфартова муха, б)обыкновенный комар, в)малярийный комар, г)чесоточный клещ, д)москиты.

4.По числу видов животных-резервуаров природный очаг кожного лейшманиоза является: а)моногастальным, б) полигастальным, в)моновекторным, г) поливекторным.

5. По числу родов переносчиков природный очаг висцерального лейшманиоза является: а)моногастальным, б) полигастальным, в)моновекторным, г) поливекторным, д)факультативным, е)трансмиссивным.

6.Заражение человека малярией возможно: а)трансплацентарно, б)алиментарно, в)трансмиссивно, г)при контакте с больным человеком, д) при гемотрансфузии.

7.Установить соответствие

Инвазия: 1)малярия, 2)кожный лейшманиоз

Профилактика: а)выявление и лечение больных, б)термическая обработка говядины, в)защита продуктов от мух, г)дератизация, д)экспертиза говяжьих туш, е)защита от укусов комаров, ж)борьба с москитами.

8. Установить соответствие

Комары: 1)малярийный, 2)обыкновенный

Признаки: а)яйца имеют плавательные камеры, б)личинки имеют на предпоследнем членике пару стигм, в)у куколок дыхательные сифоны воронкообразной формы, г)у куколок дыхательные сифоны цилиндрической формы, д)у самок нижнечелюстные щупики по длине равны хоботку, ж)у самок нижнечелюстные щупики намного короче хоботка.

9.Установить правильную последовательность:

Процессы при инвазии человека малярийным плазмодием: 1)выход тканевых мерозоитов, 2)приступ лихорадки, 3)внедрение мерозоитов в эритроциты, 4)внедрение спорозоитов в клетки печени, 5)выход мерозоитов из эритроцитов, 6)проникновение спорозоитов в кровь при укусе комара.

10.Дополнить: Обыкновенный комар является переносчиком ____________ энцефалита.

4). Оформить в альбоме и заполнить таблицу: