Тема: Тип Членистоногие. Подтип Жабродышащие. Класс Ракообразные. Подтип Хелицеровые. Класс Паукообразные.
Цель занятия: Изучить особенности строения и биологии представителей типа Членистоногие, относящихся к классу Ракообразные и Паукообразные и имеющих медицинское значение.
Задачи:
1. Изучить особенности морфологии и биологии паукообразных, имеющих медицинское значение.
2. Изучить медицинское значение ракообразных и паукообразных.
3. Освоить навыки идентификации видовой принадлежности и стадии развития иксодовых клещей.
4. Познакомиться с компонентами и характеристикой природных очагов трансмиссивных заболеваний.
5. Познакомиться с методами профилактики трансмиссивных заболеваний, передающихся клещами.
В результате изучения материала студент должен:
Знать:
До изучения темы:
1. Характеристику типа Членистоногие, его классификацию.
2. Особенности строения, циклы развития и медицинское значение клещей.
После изучения темы:
1. Особенности морфологии иксодовых клещей на всех стадиях развития.
2. Профилактику клещевого энцефалита и других заболеваний, переносчиками которых являются клещи; профилактику чесотки.
3. Компоненты и характеристику природных очагов клещевого энцефалита.
Студент должен уметь:
1.Идентифицировать на макро- и микропрепарате иксодового и аргазового клеща.
2. Различать на микропрепаратах стадии развития иксодового клеща.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:
1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.
2). Ответить на вопросы для самоконтроля:
1. Характерные особенности типа Членистоногие.
2. Медицинское значение ракообразных.
3. Характерные особенности класса Паукообразные.
4. Общая характеристика отряда клещей.
5. Иксодовые (собачий, таежный, дермацентор) и аргазовые (поселковый) клещи. Строение, циклы развития, меры борьбы.
6. Структура и характеристика природных очагов заболеваний, переносимых иксодовыми и аргазовыми клещами.
7. Чесоточный зудень - возбудитель заболевания. Строение, цикл развития, меры борьбы.
8. Медицинское значение ядовитых паукообразных.
3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля:
Выберите правильный ответ (ответы):
1.Собачий клещ является специфическим переносчиком:
А)весеннее-летнего энцефалита и туляремии, б)туляремии и клещевого возвратного тифа, в)клещевого возвратного тифа и бруцеллеза.
2.Природно-очаговые заболевания, переносимые иксодовыми клещами:
А)клещевой боррелиоз, б)риккетсиозы, в)чума, г)весеннее-летний энцефалит, д)японский энцефалит.
3. При употреблении некипяченого козьего и коровьего молока можно заразиться: а)малярией, б)висцеральным лейшманиозом, в)таежным энцефалитом, г)чесоткой, д)демодикозом.
4. К эндопаразитам человека относятся: а)чесоточный зудень и аргазовый клещ, б)иксодовый и аргазовый клещ, в)чесоточный зудень и демодекс.
5.Механизм заражения клещевым возвратным тифом: а)трансмиссивный, инокуляция, б)трансмиссивный , контаминация, в)фекально-оральный, г)контактный.
6.Медицинское значение ракообразных: а) возбудители заболеваний, б)временные эктопаразиты, в)постоянные эктопаразиты, г)промежуточные хозяева паразитических червей.
7. Установить соответствие
Семейство клещей: 1)иксодовые, 2)аргазовые
Признаки: а)дорсальный щиток отсутствует, б)дорсальный щиток есть, в)ротовой аппарат виден со спинной стороны, г)число нимфальных стадий 2-7, д)одна нимфальная стадия, е)половое отверстие на уровне 3-4 пары ходильных конечностей, ж)ротовой аппарат расположен вентрально.
8.Установить соответствие: ЧЛЕНИСТОНОГОЕ: 1)чесоточный зудень, 2)железница угревая, 3)вошь лобковая.
ВЫЗЫВАЕМОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ: а)фтириаз, б)скабиез, в)демодикоз, г)педикулез.
4). Оформить в альбоме и заполнить таблицы: