Тема: Тип Членистоногие. Подтип Жабродышащие. Класс Ракообразные. Подтип Хелицеровые. Класс Паукообразные.

Цель занятия: Изучить особенности строения и биологии представителей типа Членистоногие, относящихся к классу Ракообразные и Паукообразные и имеющих медицинское значение.

Задачи:

1. Изучить особенности морфологии и биологии паукообразных, имеющих медицинское значение.

2. Изучить медицинское значение ракообразных и паукообразных.

3. Освоить навыки идентификации видовой принадлежности и стадии развития иксодовых клещей.

4. Познакомиться с компонентами и характеристикой природных очагов трансмиссивных заболеваний.

5. Познакомиться с методами профилактики трансмиссивных заболеваний, передающихся клещами.

В результате изучения материала студент должен:

Знать:

До изучения темы:

1. Характеристику типа Членистоногие, его классификацию.

2. Особенности строения, циклы развития и медицинское значение клещей.

После изучения темы:

1. Особенности морфологии иксодовых клещей на всех стадиях развития.

2. Профилактику клещевого энцефалита и других заболеваний, переносчиками которых являются клещи; профилактику чесотки.

3. Компоненты и характеристику природных очагов клещевого энцефалита.

Студент должен уметь:

1.Идентифицировать на макро- и микропрепарате иксодового и аргазового клеща.

2. Различать на микропрепаратах стадии развития иксодового клеща.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.

2). Ответить на вопросы для самоконтроля:

1. Характерные особенности типа Членистоногие.

2. Медицинское значение ракообразных.

3. Характерные особенности класса Паукообразные.

4. Общая характеристика отряда клещей.

5. Иксодовые (собачий, таежный, дермацентор) и аргазовые (поселковый) клещи. Строение, циклы развития, меры борьбы.

6. Структура и характеристика природных очагов заболеваний, переносимых иксодовыми и аргазовыми клещами.

7. Чесоточный зудень - возбудитель заболевания. Строение, цикл развития, меры борьбы.

8. Медицинское значение ядовитых паукообразных.

3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля:

Выберите правильный ответ (ответы):

1.Собачий клещ является специфическим переносчиком:

А)весеннее-летнего энцефалита и туляремии, б)туляремии и клещевого возвратного тифа, в)клещевого возвратного тифа и бруцеллеза.

2.Природно-очаговые заболевания, переносимые иксодовыми клещами:

А)клещевой боррелиоз, б)риккетсиозы, в)чума, г)весеннее-летний энцефалит, д)японский энцефалит.

3. При употреблении некипяченого козьего и коровьего молока можно заразиться: а)малярией, б)висцеральным лейшманиозом, в)таежным энцефалитом, г)чесоткой, д)демодикозом.

4. К эндопаразитам человека относятся: а)чесоточный зудень и аргазовый клещ, б)иксодовый и аргазовый клещ, в)чесоточный зудень и демодекс.

5.Механизм заражения клещевым возвратным тифом: а)трансмиссивный, инокуляция, б)трансмиссивный , контаминация, в)фекально-оральный, г)контактный.

6.Медицинское значение ракообразных: а) возбудители заболеваний, б)временные эктопаразиты, в)постоянные эктопаразиты, г)промежуточные хозяева паразитических червей.

7. Установить соответствие

Семейство клещей: 1)иксодовые, 2)аргазовые

Признаки: а)дорсальный щиток отсутствует, б)дорсальный щиток есть, в)ротовой аппарат виден со спинной стороны, г)число нимфальных стадий 2-7, д)одна нимфальная стадия, е)половое отверстие на уровне 3-4 пары ходильных конечностей, ж)ротовой аппарат расположен вентрально.

8.Установить соответствие: ЧЛЕНИСТОНОГОЕ: 1)чесоточный зудень, 2)железница угревая, 3)вошь лобковая.

ВЫЗЫВАЕМОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ: а)фтириаз, б)скабиез, в)демодикоз, г)педикулез.

4). Оформить в альбоме и заполнить таблицы: