Тема Регуляция онтогенеза.
Цель: Изучить основные механизмы регуляции онтогенеза; влияние вредных факторов на организм человека и механизмы образования пороков развития.
Задачи:
1. Изучить основные факторы регуляции развития плацентарных млекопитающих;
2. Изучить основные механизмы эмбриогенеза;
3. Изучить тератогенные факторы среды и их значение в формировании пороков человека.
В результате изучения материала студент должен:
Знать:
А) до изучения темы:
1. Основные механизмы онтогенеза;
2.Основные факторы регуляции развития плацентарных млекопитающих;
3.Воздействие вредных факторов среды на зародыш.
Б) после изучения темы:
1. Ведущие механизмы эмбриогенеза на разных стадиях развития;
2. Особенности генетической, нервной и гуморальной регуляции развития;
3. Роль тератогенных факторов среды в формировании пороков развития;
4. Классификация пороков развития.
Уметь:
1. Объяснять механизмы возникновения пороков развития.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:
1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.
2). Ответить на вопросы для самоконтроля:
1.Основные механизмы онтогенеза: дифференциация, детерминация,
тотипотентность, интеграция, эмбриональная индукция.
2. Генетическая регуляция дифференцировки.
3. Клеточные процессы в период дробления, гаструляции, органогенеза.
4. Критические периоды развития .
5.Тератогенные факторы среды и их значение в формировании пороков развития человека.
6. Классификация пороков развития.
3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля:
Выберите правильный ответ (ответы):
1.Генетическая регуляция онтогенеза у позвоночных осуществляется путем:
А)уменьшения числа генов в процессе развития, б)репрессии генов, в)дерепрессии генов, г)дерепрессии и репрессии генов.
2.Гормональная регуляция развития у млекопитающих начинается в период:
А)гаструляции, б)дробления, в)гисто- и органогенеза, г)плодный.
3.Хордомезодерма является эмбриональным индуктором: а)вторичной кишки, б)нервной трубки, в)выделительной системы.
4.Синдактилия у человека возникает вследствие нарушения клеточных процессов: а)сгущения мезодермальных клеток, б)адгезии, в)избирательной гибели, г)миграции.
5.Критические периоды развития у человека: а)образование зиготы, б)имплантация, в) плацентация, г)дробление, д) роды.
6.Сущность механизма эмбриональной индукции: а)перемещение пластов клеток, б)репродукция клеток, в) сегрегация клеток, г)взаимодействие частей зародыша.
7.Механизмы возникновения наследственных пороков развития: а)мутации в клетках зачатков органов, б)генеративные мутации, в)нарушения закладки органов.
8.Механизмы возникновения ненаследственных пороков развития: а)мутации в клетках зачатков органов, б)генеративные мутации, в)нарушения закладки органов.
4). Решите задачу:В результате тератогенного воздействия в эмбриогенезе произошло нарушение адгезии клеток зачатков структур лица – небных отростков, а также носовых отростков между собой и с верхнечелюстными отростками. Назовите последствия нарушений межклеточных взаимодействий.
Литература:
Основная:
1.Учебник "Биология" в 2х томах под ред. В.Н. Ярыгина, 2008, т. 1.
2. Чебышев Н.В. Биология, М., 2005, глава 3.
3.Лекции по биологии.
Дополнительная:
1. Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011.
Ответы на тестовые задания: 1г; 2в; 3б; 4в; 5бвд; 6г; 7б; 8ав.
Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________
Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012» .
Зав. кафедрой: ________________________
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии
Методические указания для студентов1 курса
Специальности лечебное дело
по самостоятельной внеаудиторной работе
по дисциплине биология
Составитель: Родина Н.Е., Косых А.А.
Тема: Общие закономерности гомеостаза. Виды гомеостаза. Генетический гомеостаз и его нарушения. Виды регенерации. Трансплантация как возможность восстановления структурного и физиологического гомеостаза (семинар).
Цель работы: Иметь представление о гомеостазе как свойстве живых систем, обеспечивающем самоподдержание стабильности организма.
Задачи:
1. Изучить основные виды гомеостаза и механизмы его поддержания
2. Изучить основные закономерности физиологической и репаративной регенерации, значение для практической медицины.
3. Изучить виды трансплантации и ее практическое значение.
Студент должен
Знать:
1.основные виды гомеостаза и механизмы его поддержания;
2.закономерности физиологической и репаративной регенерации; факторы, стимулирующие регенерацию;
1. медицинское значение регенерации органов и тканей;
2. биологическую сущность и типы трансплантации, ее медицинское значение.
Уметь:
1.подготовить доклад и написать реферат на заданную тему;
2.объяснить причины и механизмы, приведшие к нарушению гомеостаза, и их последствия для организма.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:
1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.
2). Написать реферат и подготовить доклад по одной из предложенных тем:
1. Виды гомеостаза (генетический, физиологический, структурный):
а) Генетический гомеостаз, механизмы его поддержания (репликация, репарация, точное распределение генетического материала при митозе и мейозе, апоптоз). Нарушение генетического гомеостаза и его последствия;
б) Физиологический гомеостаз – поддержание внутренней среды организма;
в) Структурный гомеостаз – поддержание биологического постоянства и целостности биологической системы на разных уровнях организации.