Тема: Методы изучения генетики человека (продолжение). Этапы и возможности цитогенетических методов в генетике человека.
Цель занятия: Познакомиться с цитогенетическими методами изучения наследственности человека; показать их значение для диагностики, прогнозирования и профилактики наследственных болезней. Овладеть принципами анализа кариотипа.
Задачи:
1.Разобрать принципы и возможности цитогенетических методов в генетике человека.
2.Составить и проанализировать кариотип человека в норме и при патологии.
3. Провести определение полового хроматина в клетках слизистой щеки.
Студент должен знать:
А) до изучения темы:
1. Принципы и возможности использования цитогенетических методов.
2. Цитогенетическую характеристику основных хромосомных синдромов.
Б) после изучения темы:
1. Этапы интерфазного и метафазного цитогенетических методов.
2. Этапы медико-генетического консультирования.
Студент должен уметь:
1.Проводить анализ кариотипа человека по хромосомному набору.
2.Проводить экспресс-анализ по половым хромосомам.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:
1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.
2). Ответить на вопросы для самоконтроля:
1. Этапы и возможности интерфазных методов в генетике человека.
2.Этапы и возможности метафазных методов в генетике человека.
3.Цитогенетическая характеристика основных хромосомных синдромов.
4.Методы пренатальной диагностики наследственных болезней.
5.Принципы медико-генетического консультирования.
3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля:
Выбрать правильный ответ (ответы).
1.Кариотип человека преимущественно изучают в периоде митотического цикла: 1)пресинтетическом, 2)профазе, 3)метафазе, 4)анафазе.
2.Денверская классификация хромосом основана на: 1) дифференциальном окрашивании хромосом, 2)определении размеров хромосом и положении центромеры, 3)выявлении локализации генов.
3.Парижская классификация хромосом основана на: 1) дифференциальном окрашивании хромосом, 2)определении размеров хромосом и положении центромеры, 3)выявлении локализации генов, 4) определении числа хромосом.
4.Интерфазный метод цитогенетического анализа используется для: 1) определения числа Х-хромосом, 2)определения числа аутосом, 3)определения числа У-хромосом, 4) построения генетических карт.
5. При синдроме Клайнфельтера в кариотипе выявляется: 1)две Х-хромосомы, 2)одна Х-хромосома, 3)три Х-хромосомы, 4)две У-хромосомы.
6. С помощью цитогенетического метода диагностируются: 1) фенилкетонурия, 2)синдром Дауна, 3)гемофилия, 4)синдром Шерешевского-Тернера; 5)синдром «кошачьего крика».
7.При синдроме Шерешевского-Тернера определяется: 1)одна глыбка полового хроматина, 2)две глыбки полового хроматина, 3)три глыбки полового хроматина, 4) половой хроматин не обнаруживается.
8. Установите соответствие: КАРИОТИП: 1)47,ХХУ , 2)47,ХХХ, 3)47, +13
СИНДРОМ: а)Дауна, б)Клайнфельтера, в)Трипло-Х, г)Эдвардса, д)Патау.
Литература:
Основная:
1.Учебник "Биология" в 2х томах под ред. В.Н. Ярыгина, 2008, т. 1.
2.Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011.
3.Лекции по биологии.
4.Родина Н.Е., Косых А.А. «Генетика».- Учебно-метод. пособие, КГМА, Киров, 2012.
Дополнительная:
1.Чебышев Н.В. Биология, М., 2005.
2.Косых А.А., Родина Н.Е Задачи по общей и медицинской генетике, Киров, 2001.
Ответы на тестовые задания: 1)3; 2)2; 3)1,2; 4)1,3; 5)1,3,6; 6)2,4,5; 7) 4; 8)1б,2в,3д.
Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________
Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012» .
Зав. кафедрой: ________________________
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии
Методические указания для студентов1 курса
Специальности лечебное дело
по самостоятельной внеаудиторной работе
по дисциплине биология
Составитель: Родина Н.Е., Косых А.А.