Тема: Организация наследственного материала у про- и эукариот. Реализация генетической информации в признак и ее регуляция.
Цель работы: Изучить молекулярную структуру и свойства нуклеиновых кислот, хромосом, стадии биосинтеза белка и принципы регуляции генной активности.
Задачи:
1. Изучить строение и функции нуклеиновых кислот.
2. Изучить уровни упаковки наследственного материала у эукариот.
3. Изучить особенности биосинтеза белка у про- и эукариот и его регуляцию.
Студент должен знать:
А) до изучения темы:
- Структурно-функциональную организацию ДНК у про- и эукариот.
- Основные этапы биосинтеза белка у прокариот и эукариот.
- Транскрипцию и процессинг у эукариот.
Б) после изучения темы:
1.Уровни организации интерфазного хроматина.
2.Современные представления о биосинтезе белка у про- и эукариот.
3.Особенности регуляции активности генов у прокариот и эукариот.
Студент должен уметь:
- Составить схему биосинтеза белка.
- Определять структуру ДНК по строению белка.
- Определять строение белка по структуре молекулы мРНК.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:
1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.
2). Ответить на вопросы для самоконтроля:
1. Нуклеиновые кислоты, их строение и функции.
2. Геном. Классификация нуклеотидных последовательностей генома.
3. Особенности строения генов про- и эукариот.
4. Строение и роль белков в клетке.
5. Принцип кодирования генетической информации. Характеристика генетического кода.
6. Биосинтез белка в клетке.
7. Транскрипция и ее особенности у про- и эукариот.
8. Трансляция. Характеристика основных стадий.
9. Регуляция экспрессии генов у про- и эукариот.
10. Полуконсервативный механизм репликации ДНК.
11. Современные представления о репликации ДНК.
3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля:
Выберите правильные ответы(ответ)
- К реакциям матричного синтеза относятся:
а) репликация ДНК, б) фотосинтез, в) активация аминокислот, г) транскрипция.
2. Элементарной единицей функции наследственного материала является: а)мутон, б)рекон,
В)ген, г)оперон.
3.Особенности строения молекулы ДНК:
а) две полинуклеотидные цепи, дезоксирибоза, азотистые основания А,Т,Ц, и Г
б) две полинуклеотидные цепи, дезоксирибоза, азотистые основания А,У,Ц, и Г
в) две полинуклеотидные цепи, рибоза, азотистые основания А,Т,Ц, и Г
г) одна полинуклеотидная цепь, дезоксирибоза, азотистые основания А,Т,Ц, и Г
4.Посттранскрипционные процессы у эукариот включают:
а) синтез полипептидной цепочки, б) вырезание интронов, в) сшивание экзонов, г) активацию аминокислот, д) модификацию концов мРНК.
5.Посттранскрипционные процессы у прокариот включают:
а) синтез полипептидной цепочки, б) вырезание интронов, в) сшивание экзонов, г) активацию аминокислот, д) модификацию концов мРНК; е)связывание с рибосомами
6.Функциональная единица транскрипции прокариот включает:
а) промотор, б) энхансер, в) структурный ген, г)оператор, д) терминатор
7.В репликации эукариотпринимают участие ферменты:
а) РНК-полимераза, б) Аминоацил-тРНКсинтетаза, в) ДНК-полимераза, г) Лигаза, д) Трансфераза, е)топоизомераза.
8. Установите правильную последовательность: Биосинтез белка у эукариот: 1)трансляция, 2)транскрипция, 3)процессинг, 4)посттрасляция.
4). Оформите в альбоме таблицу:
Особенности организации наследственного материала у про- и эукариот
Признаки | Прокариоты | Эукариоты | |
Количество генов | 4 тыс. (E. coli ) | Около 30 тыс. (человек) | |
Количество ДНК | 4 млн пар нуклеотидов | 3-7 млрд пар нуклеотидов | |
Информативные
последовательности ДНК
(содержат гены):
| Более 80% | Менее20% | |
Имеют непрерывное строение | Состоят из экзонов и интронов | ||
Служат для связывания с ферментом РНК-полимеразой | |||
Служат для прекращения синтеза РНК и освобождения ее от матрицы ДНК | |||
Регулируют работу других генов | |||
Координируют работу других генов | |||
Отсутствуют | - Сайленсеры – тормозят транскрипцию; - энхансеры – усиливают транскрипцию | ||
Неинформативные последовательности ДНК: А) спейсеры Б) саттелитная (молчащая ДНК) | Разделяют структурные гены | ||
Очень незначительна | У человека – около 30%. Поддерживает индивидуальную структуру хромосом, участвует в формировании центромер и теломер; может содержать мобильные элементы | ||
Связь ДНК с гистонами | Отсутствует | Формирует нуклеосомы | |
Укладка ДНК | Кольцевая | Линейная, имеет 4 уровня спирализации | |
Литература:
Основная:
1.Биология (под ред. В.Н. Ярыгина). М., Высшая школа, в 2 т., 2008, т.1.
2.Чебышев Н.В. Биология, М., 2005, глава 2, 3.
3.Родина Н.Е., Косых А.А., Попова Н.Г. «Биология клетки».- Учебно-мет. пособие, КГМА, Киров, 2012.
4.Лекции по биологии.
Дополнительная:
1.А.А. Слюсарев "Биология с общей генетикой", 2011.
Ответы на тестовые задания:1)аг, 2)в, 3)а; 4)бвд; 5)е; 6)авгд; 7)авге; 8)2,3,1,4.
Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________
Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012» .
Зав. кафедрой: ________________________
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии
Методические указания для студентов1 курса
Специальности лечебное дело
по самостоятельной внеаудиторной работе
по дисциплине биология
Составитель: Родина Н.Е., Косых А.А.