Введение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ВЫПОЛНЕНИЮ
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ
050600 «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
профиль «Изобразительное искусство», «Дизайн и компьютерная графика»,
«Декоративно-прикладное искусство»
Утвержденона заседании
Ученого совета института
художественного образования
Протокол №1 от 11 сентября 2012 г.
Директор ИХО
__________________
/Н. С. Кузнецова/
Нижний Тагил- 2012
Введение
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы (далее – ВКР) является обязательным видом итоговой государственной аттестации выпускников, завершающих освоение основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 050600 «Художественное образование».
В Государственном образовательном стандарте данного направления указано, что итоговые аттестационные испытания, в том числе защита ВКР, предназначены для определения практической и теоретической подготовленности бакалавра художественного образования к выполнению образовательных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и к продолжению образования по программам подготовки магистра.
Выпускная работа бакалавра художественного образования может быть:
– исследовательским трудом, который представляется в виде рукописи;
– художественно-творческим проектом, имеющим вид законченного художественного произведения: живописное, графическое произведение и т.п. (пункт 7.2.2. ГОС).
ВКР, таким образом, предназначена для определения исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области, относящейся к избранному профилю, и навыков экспериментально-методической работы. Содержание выпускной работы должно соответствовать проблематике дисциплин общепрофессиональной и/или предметной подготовки в соответствии с ГОС ВПО.
Требования к объему, содержанию и структуре выпускной работы определяются также на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации, и Методических рекомендаций по проведению итоговой аттестации и примерной программы, разработанных УМО по направлениям педагогического образования.
ВКР выполняется на заключительном этапе обучения студента в вузе. В процессе выполнения ВКР по направлению «Художественное образование» студент должен показать свою готовность к аналитической работе с научно-педагогической и искусствоведческой литературой, к изучению передового педагогического и художественно-творческого опыта по проблеме работы, продемонстрировать умения и навыки организации и проведения самостоятельной опытно-исследовательской и художественно-творческой работы, описания её результатов и внедрения их в практику.
Данные методические рекомендации предназначены для оказания помощи выпускникам Института художественного образования НТГСПА, получающим образование по направлению «Художественное образование», профили «Изобразительное искусство», «Дизайн и компьютерная графика», «Декоративно-прикладное искусство».
Рекомендации составлены с учетом требований, изложенных в государственном образовательном стандарте по специальности 050600 «Художественное образование» (31.01.2005 г., № 730 пед/бак (новый), в Положении «Об итоговой государственной аттестации выпускников НТГСПА» (03.07.2012, приказ №116-А), в Положении «О выпускной квалификационной работе в НТГСПА» (10.09.2012 г., приказ № 140-Аа).
Методические рекомендации утверждены на заседании Ученого совета института художественного образования 11 сентября 2012 г., протокол № 1.
Задачи выполнения ВКР:
– систематизация, закрепление, расширение теоретических знаний, приобретение навыков практического применения этих знаний при решении конкретных научных, научно-методических, практических (художественно-творческих) задач;
– развитие навыков ведения самостоятельных теоретических и экспериментальных исследований с использованием современных научных методов;
– практическое овладение методологией и методикой психолого-педагогического исследования или исследования в предметной области (теория и история искусств, художественное творчество);
– приобретение опыта представления и публичной защиты результатов исследовательской или творческой деятельности;
Выполнение и защита ВКР позволяют выяснить степень подготовленности выпускника к самостоятельной педагогической, творческой и научно-исследовательской работе, установить соответствие его подготовки требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.