Примерные темы курсовых работ по логопедии для студентов, обучающихся на отделении «олигофренопедагогика»

Студентам дефектологического факультета, обучающимся на отделении «Олигофренопедагогика», так же, как и будущим логопедам, предстоит в период обучения в ВУЗе написать курсовую работу по логопедии. Для выбора темы можно воспользоваться перечнем тем, представленным по отраслям логопедии, либо выбрать одну из предложенных далее:

1. Нарушения произносительной стороны речи у дошкольников.

2. Логопедическая работа по коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников.

3. Особенности моторных нарушений при дизартрии.

4. Устранение речевых расстройств у детей с детским церебральным параличом.

5. Коррекция нарушений голоса у детей с ринолалией.

6. Коррекционная работа по исправлению речевых и неречевых расстройств у дошкольников с моторной алалией.

7. Содержание восстановительного обучения при различных формах афазии.

8. Комплексный подход в коррекции заикания.

9. Характеристика нарушений письма и чтения у младших школьников с речевой патологией.

10. Развитие связной речи у детей с нарушением интеллекта.

 

Рекомендуемая литература

4.1. Нарушения звукопроизношения

1.Максаков А.И. Правильно ли говорит Ваш ребенок / А.И. Максаков. – М.: Просвещение, 1988. – 159 с.

2.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997. – 320 с.

3.Александровская М.А. Недостатки произношения у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. … канд. пед. наук / М.А. Александровская.–М., 1955.–14 с.

4.Филичева Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва. – М.: Просвещение, 1987.

5.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Т.В. Волосовец, Н.В. Горина, Н.И. Зверева и др.–М.: Академия, 2000.–200 с.

6. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи / В.И. Бельтюков. – М.: Педагогика, 1977.

 

4.2. Дизартрические расстройства

1. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: Астрель, 2005. – 141 с.

2. Лопатина Л.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Образование, 1994.

3. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушения речи у дошкольников с ДЦП / И.А. Смирнова. – СПб.: Детство-пресс, 2004. – 320 с.

4. Архипова Е.Ф. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с ЦП В раннем возрасте / Е.Ф. Архипова. – М.: МГОПУ, 1997. – 86 с.

5. Панченко И.И. Нарушение речи и голоса у детей / И.И. Панченко, Л.А. Щербакова. – М., 1975

 

4.3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей

1.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. – М.: Просвещение, 1985. – 207 с.

2.Филичева Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: МГОПИ, 1998. – 72 с.

3. Филичева Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Гном и Д, 2000. – 80 с.

4. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г.Г. Голубева. – СПб.: Союз, 2000.

5. Основы теории и практики логопедии // Р.Е. Левина. – М., 1968.

4.4. Общее недоразвитие речи

1. Волковская Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. – М.: Книголюб, 2004.

2. Логопедия / Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Екатеринбург: ЛИТУР, 2000. – 320 с.

3. Лалаева Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – Ростов-на-Дону: Феникс, СПб.: Союз, 2004. – 224 с.

4. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с недоразвитием речи / Т.В. Туманова // Монография. – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2002. – 112 с.

5. Филичева Т.Б. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.

4.5. Алалия

1. . Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия / В.А. Ковшиков. – М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001. – 96 с.

2. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / А.К. Маркова. Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1961.–С. 59-70.

3. Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов // Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов: / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. III: Cистемные нарушения речи: Алалия. Афазия. – C. 160-171

4. Гриншпун Б.М. О механизмах затруднений в актуализации слов у детей с моторной алалией / Б.М. Гриншпун, В.К. Воробьёва. – М., 1979. – 423 с.

4. Гуровец Г.В. Динамика речевых нарушений и вопросы социальной адаптации детей с моторной алалией / Г.В. Гуровец, Л.Р. Давидович, Л.Н. Пересторонина // Речевые расстройства у детей и методы их устранения. – М., 1978. – С. 23-41

5. Соботович Е.Ф. Формирование психологических механизмов усвоения грамматики родного языка у детей с моторной алалией / Е.Ф. Соботович // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых / Под ред. В.И. Селивёрстова, С.Н. Шаховской. – М.: МГПИ, 1981. – С. 62-72

4.6.Афазия

1. Визель Т.Г. Как вернуть речь / Т.Г. Визель. – М.: Секачев В., 2005.- 224 с.

2. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение / Л.С. Цветкова. – М., 1988.

3. Методика оценки речи при афазии / Л.С. Цветкова, Т.В. Ахутина, Н.С. Пылаева. – М., 1981.

4. . Шкловский В.М. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии / В.М. Шкловский, Т.Г. Визель. – М.: Ассоциация дефектологов. В. Секачев, 2000.

5. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ афазии. О локализации построения высказывания / Т.В. Ахутина. – М.: Теревинф, 2002.

 

4.7. Проблема заикания

1.Устранение заикания у дошкольников в игре / И.Г. Выготская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с.

2.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. – М.: Просвещение, 1985. – 191 с.

3.Куршев В.А. Заикание / В.А. Куршев. – М.: Медицина, 1973. – 160 с.

4.Логопедия. Заикание. М.: Секачев, 2001. – 416 с.

5.Сикорский И.А. Заикание / И.А. Сикорский. – М.: Астрель, 2005. – 191 с.

6.Чевелева Н.А. Исправление речи у заикающихся дошкольников / Н.А. Чевелева. – М.: Просвещение, 1965. – 85 с.

4.8. Нарушения голоса и их коррекция

1.Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е.С. Алмазова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 192 с.

2.Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков / И.И. Ермакова. – М.: Просвещение, 1996. – 143 с.

3.Орлова О.С. Нарушения голоса у детей / О.С. Орлова. –М., Астрель. – 2005. – 125 с.

4.Шиленкова В.В. Нарушения речи и голоса у детей, подростков и взрослых / В.В. Шиленкова, И.Б. Карелина. – Ярославль, 2005. – 164 с.

5.Василенко Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты / Ю.С. Василенко. – М. Энергоиздат, 2002, 480 с.

4.9. Нарушения письменной речи и их коррекция

1.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н. Ефименкова. – М.: Владос, 2001. – 336 с.

2.Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. – СПб.: Речь, 2003. – 330с.

3.Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции младших школьников с ЗПР / Е.А. Логинова. – СПб.: Детство-пресс, 2004. – 208 с.

4.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. – М.: Владос, 1997. – 256 с.

5.Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Вступительная статья и подготовка к изданию В.А. Калягина / Т.Г. Егоров. – СПб.: КАРО, 2006. – 304 с.

 

4.10. Проблема формирования связной речи

1.Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.

2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – М.: Аркти, 2002. – 144 с.

3. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. – М.: Просвещение ,1984.

4. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П. Короткова. – М., 1982.

5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. – М., 1991.

6. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.

 

 

Приложение 1

Образец оформления содержания курсовой работы

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические основы проблемы формирования слоговой структуры слова в норме и патологии…………………………………………………………

1.1. Понятие слоговой структуры слова и формирование её в онтогенезе……..

1.2. Характеристика нарушений слоговой структуры слова……………………..

1.3. Особенности нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР………..

Глава II. Изучение особенностей нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР………………………………………………………………

2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента……………...

2.2. Методика констатирующего эксперимента…………………………………

2.3.Анализ результатов экспериментального исследования………………………

Глава III. Методы, приёмы, виды упражнений по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР

3.1.Теоретичекое обоснование методики формирующего эксперимента………

3.2. Методика коррекции нарушений слоговой структуры слова……………….

3.3. Организация и анализ результатов контрольного эксперимента…………….

Заключение

Список литературы

Приложение

 

Приложение 2

Порядок оформления списка литературы

Книга с одним автором:

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение / Р.И. Аванесов.–М.: Просвещение, 1972.–415 с.

Книга с двумя авторами:

Белякова Л.И. Заикание / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова.–М.: В. Секачев, 1998.–307 с.

Книга с авторами больше двух:

Методы обследования речи детей / Г.В. Чиркина, Л.Ф. Спирова, Е.Н. Российская и др.–М.: Аркти, 2003.–240 с.

Автореферат диссертации:

Вансовская Л.И. Фонетические нарушения речи и пути устранения их у больных с открытой ринолалией после уранопластических операций: Автореф. дисс. … канд. пед. наук / Л.И. Вансовская.–Л., 1977.–23 с.

Статья из журнала:

Василенко Ю.С. Нарушения голоса у детей и подростков / Ю.С. Василенко, С.Е. Уланов // Вестник оториноларингологии–1984.–№6.–С. 10-12.

Сборник статей:

Галеева М.М. Виды упражнений по интонации / М.М. Галеева // Вопросы обучения русскому языку студентов-иностранцев: Сб. ст. / Ун-т дружбы народов им. Патриса Лумумбы, Кафедра русск. яз.–М., 1974.–С. 69-74.

Материалы конференций:

Ермолаев В.Г. Пути и резервы повышения эффективности мероприятий по охране певческих голосов детей и подростков / В.Г. Ермолаев. Развитие детского голоса: Матер. научн. конфер. /.В.Н. Шацкая.–М., 1971.–Вып.1.–С. 45-53.

 

Приложение 3

Образец оформления титульного листа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.А. ШОЛОХОВА

 

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЛОГОПЕДИИ