Культура Казахстана в 18 веке
В конце 18 века в приграничных российских крепостях появились первые школы.
Первые попытки комплексного изучения Каз-на в 18в. связаны с именем М.В. Ломоносова.
1768-1774 гг.- первая экспедиция П.С. Палласа (сев-зап.,северн.сев.-вост. Каз-на). Труд «Путешествие по разным провинциям Российской империи» (1773 г. 3 части), ценные сведения об истории и этнографии казахов.
И.Г. Георги –самост. экспедиция, в 1796 г. – «Описание всех в Российском государстве обитающих … достопамятностей» - ценные сведения о быте казахов, культуре, обычаях, традициях, обрядах, а также особенностях хозяйственной жизни номадов.
И.К. Кириллов «Изъяснение о киргиз-кайсаках и к/калпакоах»- природные условия, п/ископаемые, торговые пути.
В.Н. Татищев – председатель Оренб. погран.комиссии – описывает историю, быт, культуру нерусских народов.
П.И.Рычков (член-корреспондент АН России) – его называли «Колумб Оренбургского края»,труды «История Оренбургская», «Топография или описание Оренбургской губернии(правление Хакназара, присоединение Мл. жуза)», подробно описал Пугачевское восстание, знал каз. Язык, ученик Ломоносова, первым написал труд о Казахстане, за что получил звание член - корресп. АН России.
Г.Ф. Миллер (1759) – «История Сибирского царства» (отец Сибири)
И.Г.Андреев «Описание Ср. орды киргиз-кайсаков» (1795 г)- об истории и границах Ср. Жуза, подробные описания обычаев и обрядов степняков, о переходе казахов на пр. берег Иртыша в зимнее время.
А.Д. Скалон(ген.-майор У-Каменогорской крепости) – первый уникальный рус-каз. словарь
Джон Эльтон (1735) –капитан морской службы, Джон Кэстль (1736)-художник, Реональд Гок – торговец – заметки о жизни казахов.
Казахская литература 18 века
Актамберды Сарыулы (1675- 1768 гг.) – жырау,батыр.
50-е годы 18 в.- борец за каз. земли, захваченные Джунгарией. Мавзолей на сопке Журек Жонта (ВКО)
Бухар жырау Калкаман улы (1693 -1787) жырау. бий, дипломат. гос. деятель.родился у горы Далба, Баянаул. район,Павлодарская область. Провидец, говорил правду в лицо. Основная тема сочинений – любовь к родной земле, мечтал когда Каз-н станет сильным, централизованным, независимым государством. Калкаман батыр – отец Бухар жырау, в народе известен как святой «комекей аулие»
Умбетай Тулеулы жырау (1706-1778 гг) (канжыгалы,аргын) – особенно известны - жоктау (плач) и ескерту (извещение) о смерти Богенбая.(канжыгалы), участник всех антидж. походов.
Таттикара жырау – родился в местности Сарыколь Кустанайской обл., участник войны с Цинской империей, батыр, входил в окружение Аблая, воспевал его в своих произведениях.
Котеш (1745-1818 гг) - песни о моральных и этических нормах каз. Общества, о религиозной жизни кочевников.
Тлеуке Кулекеулы (Шал акын) род. в Акмолинской обл. на берегу р. Есиль. Как акын прославился с 15 лет.. отец Тлеуке - батыр Кулеке. Шал акын презирал лесть, для него превыше всего были честь и достоинство.
В 19-20 вв. – произведения каз. акынов стали записываться и издаваться.
Ввиду отсутствия письменной литературы у казахов широкое развитие получили исторические рассказы.
Машхур Жусуп Копейулы собрал много исторических рассказов.
Шежире
18 в.- в каждой семье вели шежире (тюркско(седжере)-монгольское(цэжире) слово, означает память)
Функции шежире:
1.помогает правителю управлять общинами
2.функция исторической памяти
3. социальный изолятор
Собиратели шежире – А.Букейханов, М.Ж.Копейулы,Ш.Кудайбердиев