КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРАШЮТОВ ПО НАЗНАЧЕНИЮ

Грузовые парашютыприменяются для Десантирова­ния крупногабаритных тяжелых грузов, как правило, военными и спасателями. Грузы (например, боепри­пасы и продукты в ящиках, боевые машины десанта с экипажем) закрепляются на грузовой платформе, к которой крепят одно- или многокупольную парашют­ную систему. В однокупольной системе используется один большой купол, в многокупольной (МКС) — не­сколько (от 2 до 12) небольших. Выброску производят с транспортных самолетов, например Ил-76, через от­крывающуюся в воздухе рампу. Вытаскивание грузовой платформы из самолета производится с помощью вы­тяжного парашюта, вводимого в воздушный поток. Грузовые парашютные системы для смягчения призем­ления используют пороховые ускорители, включаемые непосредственно перед касанием земли и производя­щие дополнительное торможение. Примеры: многоку­польная система «Кентавр» имеет 5 куполов площадью по 760 м2. Однокупольная бесплатформенная парашютно-реактивная система ПРСМ-915 использует один 540-метровый купол и реактивную систему мяг­кой посадки; многокупольная бесплатформенная ПБС-950 «Шельф» — до 12 куполов площадью 350 м2 и реактивные тормозные двигатели.

Спускаемые аппараты космических кораблей также используют грузовые парашюты, созданные специально для них. Сегодня возвращение экипажа и оборудова­ния таким способом является более дешевым вариан­том по сравнению с многоразовыми кораблями.

Тормозные парашютыиспользуются для быстрого торможения при больших начальных скоростях, когда другие способы торможения малоэффективны. Такие парашюты применяются на реактивных самолетах, некоторых специальных автомобилях, устанавливаю­щих рекорды скорости. Без применения тормозных парашютов на указанных аппаратах приходилось бы строить слишком длинные посадочные полосы. Осо­бенности тормозных парашютов: небольшая площадь, обычно крестообразная форма.

Вспомогательными парашютамиможно назвать па­рашюты, обеспечивающие работу других куполов. Вытяжные парашюты служат для раскрытия основ­ных (или запасных) парашютов. Они бывают жест­кие (с пружинным каркасом) и мягкие (без него). Стабилизирующие парашюты также являются вытяж-и id ми, но предварительно выполняют дополнитель­ную функцию — стабилизацию падения парашютиста (или груза). Поддерживающие парашюты, применя­емые на некоторых системах (например, ПЛП-60), нужны для предотвращения неправильного процесса раскрытия.

Пристрелочные парашютыиспользуются, как не­сложно догадаться, для пристрелки, то есть для определения точки выброски парашютистов. При­стрелочный парашют должен обеспечивать скорость снижения под куполом такую же, как в среднем у пара­шютистов, то есть 5 м/с. Так как расчет точки выброски ведется для нейтрального купола, пристрелочный парашют должен быть нейтральным.

Людские парашюты— это все парашютные системы, предназначенные для прыжков людей. Таких систем существует больше всего, и их надо классифицировать отдельно.