Бланк методики
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | |||||||||
1а | 1б | 4а | 4б | 7а | 7б | 10а | 10б | 13а | 13б | 16а | 16б | 19а | 19б | 22а | 22б | 25а | 25б |
2а | 2б | 5а | 5б | 8а | 8б | 11а | 11б | 14а | 14б | 17а | 17б | 20а | 20б | 23а | 23б | 26а | 26б |
3а | 3б | 6а | 6б | 9а | 9б | 12а | 12б | 15а | 15б | 18а | 18б | 21а | 21б | 24а | 24б | 27б | 27б |
I
1. а) Умеренность — здоровье души.
б) Бери от жизни всё.
2. а) Невоздержанная и сластолюбивая молодость передает старости изношенное тело.
б) Сладострастие – это величайшее блаженство, символ высшего счастья и высшей надежды.
3. а) Сытое брюхо к ученью глухо.
б) Ешь больше, проживешь дольше.
II
4. а) Рука дающего не оскудеет.
б) Деньги отпирают все двери.
5. а) Счастлив не тот, кто получает подарок, а тот, кто подарок делает.
б) С помощью имущества приобретаешь господнее могущество.
6. а) Научная работа не подходит человеку, который обеими ногами стоит на земле и обеими руками тянется к долларам.
б) С деньгами и в аду не пропадешь.
III
7. а) Ничего не делайте под воздействием гнева, раздражения или зависти.
б) Гнев слаще меда.
8. а) На добро отвечать добром — дело каждого, на зло добром — дело отважного.
б) Месть — это блюдо, которое подают холодным.
9. а) Блаженны подавляющие свой гнев и прощающие людей.
б) Бойтесь первого движения души, потому что оно обыкновенно самое благородное.
IV
10. а) Оптимист видит возможность в каждой опасности, пессимист видит опасность в каждой возможности.
б) Пессимист — это хорошо информированный оптимист.
11. а) Пессимист — человек, который, вдыхая аромат цветов, озирается, ища гроб с мертвецом.
б) Оптимизм — религия революций.
12. а) Нет ничего утомительнее невеселого ума.
б) Нередко оптимизм — всего лишь еще одно проявление лености мысли.
V
13. а) Не стремись быть первым во вселенной.
б) Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе.
14. а) Кто много начинает, очень мало осуществляет.
б) Только большие проблемы дают большие возможности.
15. а) Тот, кто не разбирается ни в чем, может взяться за что угодно.
б) Всё великое совершили великие люди двух типов: гениальные, которые знали, что это выполнимо, и абсолютно тупые, которые не знали, что это невыполнимо.
VI
16. а) Зависть — это скорбь по благополучию близких.
б) Лучше десять завистников, чем один сострадалец.
17. а) Великодушные люди не меняют своего настроения в зависимости от своего благополучия или
своих несчастий.
б) Нам мало добиться успеха — надо еще, чтобы друзья наши потерпели крах.
18. а) Зависть непримиримее ненависти.
б) Самая чистая радость — это злорадство, которое мы ощущаем, наблюдая несчастия тех, кому мы завидуем.
VII
19. а) Просите — и дадут вам, ищите — и найдете, стучите — и откроют вам.
б) Не верь, не бойся, не проси.
20. а) Проверяя без конца того, кому мы дали поручение, мы уподобляемся человеку, выдергивающему росток из земли, чтобы убедиться, растут ли корни.
б) Пусть меня Бог бережет от того, кто мне внушает доверие, а с тем, кого я остерегаюсь, я и сам справлюсь.
21. а) Доверяй людям, и они будут верны тебе; обращайся с ними как с великими людьми, и они проявят подлинное величие.
б) Каждого незнакомца считай вором.
VIII
22. а) Кто не работает — тот не ест.
б) Кто не работает, тот ест.
23. а) Если я работаю по четырнадцать часов в день и семь дней в неделю, то мне определенно начинает везти.
б) Работа не волк, в лес не убежит.
24. а) Если бы каждый подмел возле своего порога, вся улица была бы чистой.
б) Работа — последнее прибежище тех, кто больше ничего не умеет.
IX
25. а) Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас.
б) Плетью обуха не перешибешь.
26. а) Когда кто-то идет не в ногу, не спеши осуждать его: возможно, он слышит звук другого марша.
б) Вся рота не в ногу, один он в ногу.
27. а) И один в поле воин.
б) Один в поле не воин.
Выбор высказывания определяется отношением человека к следующим нравственным понятиям: Умеренность — Излишества (I); Нестяжание — Сребролюбие (II); Кротость — Гнев (III); Жизнелюбие — Уныние (IV); Смирение — Тщеславие (V); Великодушие — Зависть (VI); Доверчивость — Подозрительность (VII); Трудолюбие — Безделье (VIII); Самостоятельность в поступках и суждениях — Зависимость (IX). Утверждения “а” соответствуют добродетелям, общим для всех культур, “б” — порокам, что, конечно, не может свидетельствовать о добродетельности или порочности человека, но говорит о его этической направленности.
Расхождение между выбором модели поведения и реальным поведением человека, которое оппоненты ставили в упрек Колбергу, предсказуемо и почти неизбежно. Но в данной ситуации важно, принимает ли человек то или иное высказывание как созвучное своим убеждениям или отвергает. Задачи методики выходят за рамки диагностики, которая бессмысленна и безнравственна, если не ставит своей целью развитие личности.
Многие высказывания настолько привычны, что воспринимаются как аксиомы, даже если они противоположны по смыслу. Авторство афоризмов сознательно не указывается, чтобы избежать давления авторитетов, — не лишенные остроумия слова “Чем лучше узнаю людей, тем больше нравятся собаки” воспринимаются по-другому, если знаешь, что впервые их произнес Адольф Гитлер. И достойные люди иногда с преступной небрежностью разбрасывались эффектными, но сомнительными фразами, о чем впоследствии жалели. Оскар Уайльд признавался, что готов поступиться истиной ради хорошего афоризма.
Механизмы самоидентификации неразрывно связаны с системой ценностей. Смысл воспитания заключается в способности различать добро и зло, в развитии добродетелей и преодолении пороков — категорий, универсальных для всех времен и народов. Смысл, который сегодня старательно вымывается из педагогики и психологии.
Методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности в адаптации В.Н. Карандашева (2004).
Текст методики и пояснения приводятся в изложении автора его адатации (с некоторыми сокращениями).
Методика разработана Ш. Шварцем, исходным материалом для него служила методика М. Рокича, однако она существенно модифицирована на основе концептуальной позиции Ш. Шварца, который рассматривает ценности с точки зрения их мотивационной цели (как ценностные ориентации) и универсальности базовых человеческих ценностей[1]. Отдельные ценности в методике сгруппированы в типы по признаку общности их целей. Согласно данным В.Н. Карандашева (2004) , Ш. Шварц считает, что базовые человеческие ценности представляют универсальные потребности человеческого существования и представляют десять мотивационно отличающихся типов.
— власть(Power) — социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами;
— достижение(Achievement) — личный успех в соответствии с социальными стандартами;
— гедонизм(Hedonism) — наслаждение или чувственное удовольствие;
— стимуляция (Stimulation) — волнение и новизна;
— самостоятельность(Self-Direction) — самостоятельность мысли и действия;
— универсализм(Universalism) — понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы;
— доброта (Benevolence) — сохранение и повышение благополучия близких людей;
— традиция (Tradition) — уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи;
— конформность(Conformity) — сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям;
— безопасность(Security) — безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя.
Рис. 1.Теоретическая модель отношений между десятью мотивационными типами ценностей (по Ш. Шварцу)
Опираясь на разработанную им теорию динамических отношений между ценностными типами, Ш. Шварц считает, что психологические, практические и социальные последствия действий, совершаемых в соответствии с каждым типом ценностей, проявляются как конфликт или совместимость с другими типами.
Общая схема конфликтности и совместимости между ценностными типами представлена на рис. 1. Конкурирующие ценностные типы находятся на противоположных полюсах, дополнительные типы располагаются по степени близости, образуя круг.
Опросник, включающий 57 ценностей, на основе которых можно определить выделенные ценностные типы. был разработан Ш. Шварцем в 1992 году (Карандашев, 2004). Ценности личности, по мнению автора, могут существовать на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов.
Нормативные идеалы относительно стабильны и отражают представления человека о том, как нужно поступать. Индивидуальные приоритеты более зависимы от внешней среды и соотносимы с конкретными поступками.
Шварцем разработано две методики изучения ценностей:
· на уровне личности (индивидуальных различий),
· на уровне культур (различий в социальных культурах).