Беседа как один из методов изучения личности учащегося

Беседа –метод установления в ходе непосредственного общения психических особенностей учащегося, позволяющий получить интересующую учителя информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов.

Цель беседы –выявить особенности характера человека, мотивы его поведения, оценку им различных сторон жизни, основные факты его биографии и отношение к ним.

Виды бесед: непринуждённая беседа, интервью, вопросники, психологические анкеты.

Существует ряд требований к беседе как методу:

1. Начинать общение следует с тематики, приятной ученику, чтобы он охотно начал говорить.

2. Важным моментом является выбор времени и места беседы.

3. Непринужденность. Нельзя превращать беседу в опрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком.

4. Беседа должна быть не случайной, а запланированной. Чёткая постановка цели беседы помогает формулировать чёткие вопросы и избегать случайных. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить её в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению.

5. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа даёт больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.

6. Беседа не должна длиться более 30-40 минут.

 

Пример беседы:

Число Ф.И.О. ученика класс

Тема: Отношение ученика к классному коллективу и его статус в нём.

Цель: определить отношение ученика к классному коллективу и его статус в нём

Вопросы:

1. Как ты проводишь своё свободное время? Чем ты интересуешься? Есть ли у тебя хобби?

2. Доволен ли ты своей учёбой и поведением в классе, в школе?

3. Твои одноклассники. Что ты о них думаешь?

4. У тебя много друзей в твоём классе?

5. Кто в классе твой лучший друг и почему?

6. Часто ли вы ссоритесь? Если да, то кто идёт на примирение первым?

7. Как часто ты участвуешь в общественных мероприятиях?

8. Ты проводишь своё свободное время с одноклассниками?

9. Часто ли ты ссоришься с одноклассниками?

10. Есть ли в классе дети, с которыми ты мало общаешься, но с которыми тебе хотелось бы дружить? Если да, то что этому, на твой взгляд, мешает?

Выводы.

 


Диагностические методики для изучения личности учащегося