Институты антикризисного управления.
Правовое регулирование института несостоятельности (банкротства). Понятие несостоятельности (банкротства). Признаки банкротства. Лица, в отношении которых применяются процедуры банкротства.
Правовое регулирование института несостоятельности (банкротства).
Институт банкротства относится к сфере регулирования гражданского законодательства РФ, находящееся, согласно ст. 71 Конституции РФ, в ведении Российской Федерации.
Конституция РФ не содержит норм, непосредственно регулирующих отношения, связанные с банкротством. Однако, положенные в основу Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», например, о недопустимости произвольного ограничения прав, о свободе экономической деятельности и защите прав собственности, о равенстве всех перед законом и судом.
Являясь основным правовым актом отраслевого законодательства, Гражданский кодекс РФ содержит общие положения, регулирующие отношения, связанные с банкротством. Банкротство юридического лица рассматривается как одно из оснований его ликвидации (ч. 4 ст. 61 ГК РФ).
Статьи 65 и 25 ГК РФ непосредственно регулируют отношения, связанные с банкротством юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данными статьями предусмотрено принятие закона о несостоятельности (банкротстве) как основного нормативного правового акта, направленного на комплексное нормативное регулирование института несостоятельности (банкротства) в РФ. Причем отдельные вопросы, связанные банкротством, должны быть урегулированы на уровне нормативных правовых актов (постановлений) Правительства РФ.[1]
Отдельные элементы института несостоятельности (банкротства) положены в основу норм следующих отраслей законодательства:
- уголовного законодательства (ст. 195— 197 УК РФ),
- законодательства об административных правонарушениях (ст. 14.12, 14.13 и 28.1 КоАП РФ),
- трудового законодательства (ст. 278 ТК РФ),
- законодательства о налогах и сборах (ст. 23 и 64 НК РФ).
Федеральным конституционным законом, регулирующим отношения, связанные с банкротством, является Федеральный конституционный закон «О военном положении», в соответствии с которым в период действия военного положения федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ могут быть временно изменены порядок и условия проведения процедур банкротства.
Институты антикризисного управления.
Система банкротства включает в себя совокупность взаимодействующих между собой государственных и негосударственных структур, ответственных за решение проблем финансового оздоровления.
Федеральная налоговая служба Россииобеспечивает представление в делах о банкротстве требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам (осуществляет возложенные на нее функции и полномочия непосредственно и через свои территориальные органы и представителей на соответствующих территориях)
Министерство экономического развития РФ определяет порядок принятия решения о признании банкротом должника, включенного в перечень стратегических предприятий и организаций, порядок голосования на собрании кредиторов и порядок выбора уполномоченным органом саморегулируемой организации арбитражных управляющих.
Министерство юстиции РФ, является регулирующим органом, осуществляющим контроль за саморегулируемыми организациями ар битражных управляющих; ведение реестра арбитражных управляющих; проведение плановой проверки саморегулируемой организации (СРО).
Федеральная регистрационная служба Министерства экономического развития РФ с 2008 г. выполняетосновные функции по контролю за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора [2] и ее территориальные органы имеют право:
• проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях-получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей;
• получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;
• проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка).
Правительственная комиссия по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций создана для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций.
Международная ассоциация регуляторов в сфере банкротства (МАРБ) –этоединственная международная организация, объединяющая органы государственной власти различных государств, осуществляющие функции регулирования в сфере банкротства. С 2007 г. Россия стала членом ассоциации. [3]
Межведомственная комиссия территориального, межрегионального и федерального уровней,положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ № 218 от 15.04.2003 г., наделена функцией подачи заявления о признании должников банкротами. Членами этих комиссий являются Органы Минюста России всех уровней. При этом, уполномоченные должностные лица Минюста России имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях РФ, дела о которых в дальнейшем передаются для рассмотрения в суд.
Коллегии уполномоченных государственных представителей-кредиторов, основная функция которых заключается предварительном (досудебном) изучении истории банкротства организации, реструктуризации долга, разработке графиков погашения задолженности и осуществлении контроля исполнения обязательств перед кредиторами.
Некоммерческое партнерство «Российская гильдия профессиональных антикризисных управляющих» (НП РГПАУ) – орган, который посредством разработки конкретных программ и планов по их финансовому оздоровлению координирует деятельность организаций.[4]
Основными функциями Гильдии являются:
•формирование свода профессиональных норм, правил и стандартов осуществления деятельности по антикризисному менеджменту;
•формирование и развитие нормативно-правовой базы в сфере антикризисного регулирования и управления;
•создание системы внутрикорпоративного мониторинга;
•формирование команд антикризисных управляющих; .
•методическое сопровождение практики антикризисного управляющего и повышение уровня профессиональной подготовки специалистов по антикризисному управлению.
Арбитражные суды. При процедурах банкротства полномочия арбитражного суда состоят в принятии судебных актов по результатам рассмотрения дела о банкротстве:
• решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
. решение об отказе в признании должника банкротом; . определение о введении финансового оздоровления;
•определение о введении внешнего управления;
•определение о прекращении производства по делу о банкротстве;
•определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;
•определение об утверждении мирового соглашения.
Арбитражные управляющие. Новый закон № 127-ФЗ предусматривает определенные требования к арбитражным управляющим, которые изложены в ст. 20 «Арбитражные управляющие» ФЗ «О банкротстве».
Понятие несостоятельности (банкротства). Всоответствии с Законом о банкротстве (абз. 2 ст. 2) несостоятельностью (банкротством) является признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Понятие «несостоятельность (банкротство)» характеризуется несколькими существенными чертами:
1. Понятия «несостоятельность» и «банкротство» являются синонимами. Это отличает российское законодательство о банкротстве от законодательства некоторых зарубежных стран.
2. Юридический факт банкротства имеет место только вследствие его признания арбитражным судом, которое осуществляется в форме вынесения решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Лицо может быть признано банкротом, в случае его неспособности удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) выполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Признаки банкротства.(см. ст. 3ФЗ «О банкротстве»)
Признаками банкротства гражданина являются одновременно:
1. Неисполнение денежного обязательства и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.
2. Превышение суммы обязательств гражданина над стоимостью принадлежащего ему имущества (принцип «неоплатности»).
Признаками банкротства юридического лица являются:
1. Неисполнение им денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
2. Организация может быть признана банкротом, если она не исполняет свои обязательства в течение определенного срока (принцип «неплатежеспособности»).
Законом установлены специальные признаки банкротства стратегических предприятий и организаций (6 месяцев), субъектов естественных монополий (6 месяцев), кредитных организаций (1 месяц).
Лица, в отношении которых применяются процедуры банкротства.Закон о банкротстве предусматривает возможность признания банкротом всех юридических лиц, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.
К указанным юридическим лицам прежде всего относятся коммерческие организации. Полный перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций дан в гл. 4 ГК РФ:
1) хозяйственные товарищества (полные товарищества, товарищества на вере);
2) хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества);
3) производственные кооперативы;
4) государственные и муниципальные унитарные предприятия.
К организациям, к которым применяются процедуры банкротства, относятся также все некоммерческие организации, за исключением учреждений, политических партий и религиозных организаций.
Литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II [Электронный ресурс] : от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
2. О несостоятельности (банкротстве) [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
3. Андреев, С. Е. Антикризисное управление. Правовые и экономические основы : учеб. пособие. - 2-е изд. / С. Е. Андреев, Р. В. Андрианов, В. Б., Афанасьев и др. – М. : Инфра-М, 2008. – 1152 с.
4. Гусев В.И. Антикризисное управление: Конспект лекций. — М. : МИЭМП, 2006. — 104 с.
5. Жарковская, Е. П. Антикризисное управление : учебник / Е. П. Жарковская, Б. Е. Бродский. – М. : Омега-Л, 2006. – 356 с.
6. Захаров, В. Я. Антикризисное управление. Теория и практика : учеб. пособие / В. Я. Захаров, А. О. Блинов, Д. В. Хавин. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 287 с.
7. Зуб, А. Т. Антикризисное управление : учеб. пособие для студентов вузов / А. Т. Зуб – М. : Аспект Пресс, 2006. – 319 с.
8. Коротков, Э. М. Антикризисное управление : учебник- 2-е изд. / Э. М. Коротков. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 620 с.
9. Патласов О. Ю. Антикризисное управление. Финансовое моделирование и диагностика банкротства коммерческой организации : учеб. пособие / О. Ю. Патласов, О. В. Сергиенко – М. : Книжный мир, 2009. – 512 с.
10. Ряховская, А. Н. Зарубежная практика антикризисного управления : учеб. пособие / А. Н. Ряховская, Е. В. Арсенова, О. Г. Крюкова. – М. : МАГИСТР, ИНФРА-М, 2010. – 272 с.
11. Уголовный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] : от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СПС № «КонсультантПлюс».
12. Трудовой кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] : от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
13. Налоговый кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] : от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
14. Кодекс РФ об административных правонарушениях.[Электронный ресурс] : от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
[1] Правительством РФ издано постановление от 25 июня 2003 г. №366 «Об утверждении правил проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверки деятельности своих членов».
[2] Положение о ней утверждено Постановлением Правительства РФ № 278 от 15 июня 2004 г.
[3] Приказ Минэкономразвития России от 10.5.2007 № 151 «Об организации работы Минэкономразвития России по обеспечению участия Минэкономразвития России в Международной ассоциации регуляторов в сфере банкротства (МАРБ)
[4] Партнерство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом РФ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.96 г., Уставом Некоммерческого Партнерства «Российская гильдия профессиональных арбитражных управляющих».