В процессе обучения двигательным действиям выделяют три этапа
1. Этап начального разучивания. Цель - сформировать у спортсмена основу техники изучаемого движения и добиться его правильного выполнения в общих чертах. Основные задачи:
1. Сформировать смысловое и зрительное представление о двигательном
действии и способе его выполнения.
2. Создать двигательное представление путем освоения подводящих упражнений
или основных элементов движения.
3. Добиться целостного выполнения в общих чертах.
4. Предупредить значительные искажения техники действия.
Представление о технике действия формируются в результате объяснения тренера, восприятия показа этого движения, просмотра рисунков, кинограмм, видеороликов, анализа собственных ощущений при пробных попытках выполнения, наблюдений за другими спортсменами. Алгоритм создания представления следующий:
1. Установочное задание.
2. Первый образный показ с целью вызвать интерес и желание его усвоить.
3. Повторный показ с указанием ведущего элемента, замедленный показ или
использование средств технического обучения.
4. Проверка правильности созданного представления путем опроса и выполнения
пробных попыток.
5. Многократное выполнение действия и постоянный контроль и самоконтроль и
корректировок действий.
Начинается обучение с ведущего движения. Если же оно существенно зависит от подготовительных фаз, то вначале разучивают их. Если же движение травмоопасно, то обучение начинают с заключительных фаз. Если движение очень сложное, то вначале обучают технике подводящих упражнений.
Освоив основные движения переходят к слитному выполнению путем многократного выполнения. При обучении на этом этапе встречаются следующие ошибки:
а) лишние, ненужные ошибки; б) укороченная амплитуда и неправильное
направление усилий; в) закрепощенность; г) нарушение ритма.
Ошибка - это выполнение движения с отклонениями от желаемого, ухудшающее конечный результат.
Причинами возникновения ошибок могут быть:
1 неправильное представление (неверный показ, невнимательность при объяснении, непонимание);
2. слабая физическая подготовленность;
3. недостаточный уровень координации;
4. боязнь травмы;
5. утомление;
6. неправильная методика обучения;
Пути исправления ошибок лежат в искоренении причин их вызвавших. Если это не помогает надо вернуться к выполнению отдельных фаз и подводящих упражнений или давать контрастные задания.
2.Этап углубленного разучивания.
Цель - сформировать основу двигательного навыка.
Основные задачи:
1. Совершенствование двигательного умения
2. Уточнение техники действия по динамическим и ритмическим характеристикам.
3. Углубление созданного представления о действии с объединение сознательного контроля, чувственного восприятия и мышечных усилий. (кинестетические ощущения).
4. Сосредоточение контроля за основными элементами, автоматизация остальных фаз движения.
5. Добиться свободного и стабильного выполнения действия.
Основным методом обучения является целостный с избирательной отработкой деталей действия. Широко применяется идеомоторный метод. Его основной является специально вызываемое двигательное представление. Мысленное представление о данном движении автоматически порождает цепь сокращений и расслаблений в соответствующих мышцах и координацию сопровождающих их физиологических процессов.
После создания полноценного двигательного умения его выполняют в изменяющихся и усложненных условиях. Параллельно идет совершенствование физических качеств спортсмена, поскольку движения выполняются свободно и экономично, то увеличивает их число. Широко применяются игровой и соревновательный методы. Наглядный метод видоизменяется в сторону конкретизации двигательных установок.
Словесный метод применяется для сообщения о деталях техники, анализа выполнения действия, выявления причин мелких ошибок, сообщения теоретических сведений о действии. Применяется в виде сопроводительного пояснения и указаний.
Используя в основном целостный метод обучения, необходимо в комплексе с ним широко применять зрительную, звуковую и двигательную наглядность, направленную на создание ощущений правильного исполнения очков и деталей техники действия.
При использовании расчлененного метода нужно следить, чтобы подводящие и имитационные упражнения обладали эффектом положительного переноса как в структуре действия, так и в его физиологии.
Все задачи обучения решаются в процессе многократного повторения двигательного действия или его частей, в ходе которого постепенно автоматизируется управление элементами, связками и наконец действием в целом. К концу этапа устанавливается определенная системность протекания нервно-регуляторных процессов, образуется так называемый двигательный стереотип. Важно, чтобы он не был излишне жестким (скоростной барьер).