ПРИМЕЧАНИЕ
И. Б. Малочевская
РЕЖИССЕРСКАЯ ШКОЛА ТОВСТОНОГОВА
РекомендованоУчебно-методическим объединением высших учебных заведений в области театрального искусства в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Режиссура театра»
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
СТАНИСЛАВСКИЙ – ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
ПРОГРАММА РЕЖИССЕРСКОЙ ШКОЛЫ
ОБ ОСНОВАХ ПРОФЕССИИ
Законы студийной этики
Теоретические основы актерского мастерства
Практическое освоение элементов психофизической техники актера
Практический тренинг: сценическая характерность и «зерно» образа
Основы словесного взаимодействия
Развитие визуально-пластического, композиционного мышления режиссеров
МЕТОД ДЕЙСТВЕННОГО АНАЛИЗА – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕЖИССЕРА
Теоретическое постижение метода действенного анализа
Практическое применение метода действенного анализа и метода физических действий
Метод физических действий как инструмент метода действенного анализа
Работа над «зачинами» на основе стихов и песен
ЖАНР СПЕКТАКЛЯ И ИНСЦЕНИЗАЦИЯ ПРОЗЫ
Сценические проблемы жанра
Инсценизация прозы
РЕЖИССЕР – АВТОР СПЕКТАКЛЯ
Работа над общекурсовым спектаклем
Постановка одноактного спектакля с профессиональными актерами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИМЕЧАНИЕ
Вкниге впервые представлен опыт педагогической работы выдающегося мастера сцены, режиссера Г. А. Товстоногова. Более пятидесяти лет его жизни были отданы воспитанию актеров и режиссеров. За эти годы сформировалась целостная система обучения — режиссерская школа Товстоногова, — основанная на традициях русской сценической педагогики, отмеченная своеобразием индивидуальности ее создателя. Эта школа продолжает и развивает, по-новому осмысляет, дает новую трактовку основополагающим принципам учения К. С. Станиславского, в частности, его методу действенного анализа пьесы и роли и методу физических действий. Высшие нравственные цели театра и технология профессии неразрывны в педагогике Г. А. Товстоногова. В книге последовательно и поэтапно рассматривается учебный процесс в режиссерской школе, дается ее развернутая программа и темы лекционных занятий, осмысляется научно-обоснованный и проверенный многолетней практикой терминологический аппарат, разработанный Товстоноговым, описываются практические уроки Мастера.
Автор книги, доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства и Государственной театральной школы Норвегии — многолетний свидетель и участник педагогического процесса в Мастерской Г. А. Товстоногова; ее практический совместный опыт работы с Мастером делает книгу особенно ценной.
Книга адресована студентам и преподавателям театральных вузов и может быть полезна всем, кто интересуется проблемами сценической педагогики, искусством театра.