Выигрыш от внешней торговли при наличии сравнительных преимуществ
Страна | Производство | Экспорт (-) Импорт (+) | Потребление | Прирост потребления после специализации |
До специализации | ||||
Англия | ||||
Сукно | ||||
Зерно | ||||
Франция | ||||
Сукно | ||||
Зерно | ||||
После специализации | ||||
Англия | ||||
Сукно | -20 | +4 | ||
Зерно | +20 | +4 | ||
Франция | ||||
Сукно | +20 | +5 | ||
зерно | -20 | +10 |
Дальнейшее развитие теории внешней торговли связано с именами шведских ученых Эли Хекшера и Бертила Олина. Они исходили из того, что различия в сравнительных издержках между странами объясняются неодинаковой обеспеченностью стран факторами производства. В соответствии с теорией Хекшера-Олина страны будут экспортировать те товары, производство которых требует значительных затрат относительно избыточных факторов производства, и импортировать те товары, в производстве которых пришлось бы интенсивно использовать дефицитные факторы. Относительная обеспеченность страны факторами производства определяется следующим образом: если соотношение между количеством данного фактора с остальными факторами в стране выше, чем в остальном мире, то этот фактор считается относительно избыточным для данной страны, и наоборот, если указанное соотношение ниже, чем в других странах, то фактор считается дефицитным.
Практика отчасти подтверждает выводы теории Хекшера-Олина. Но в последние десятилетия структура обеспеченности развитых стран необходимыми производственными ресурсами относительно выравнивается, что должно было, согласно теории Хекшера-Олина, снизить стимулы к торговле друг с другом. Однако этого не происходит.
Попытка эмпирической проверки выводов из теории Хекшера-Олина привела к появлению так называемого «парадокса Леонтьева». Американский экономист Василий Леонтьев показал, что в 1947 г. США, считавшиеся капиталоизбыточной страной, экспортировали не капиталоемкую, а трудоемкую продукцию. Дальнейшие исследования подтвердили наличие данного парадокса в послевоенный период не только в США, но в Японии, Индии.
Многочисленные попытки объяснить этот парадокс позволили развить и обогатить теорию Хекшера-Олина путем учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международную специализацию. В качестве отдельных факторов, способных обеспечить относительные преимущества странам или фирмам, стали выделять различия в квалификации рабочей силы, качество и опыт управленческого персонала, высокую капиталоемкость добывающих отраслей, специализация фирм и т.д.
В последние десятилетия возникли новые теории международной торговли, к которым следует отнести:
- теорию жизненного цикла продукта (Р.Вернон), согласно которой цикл жизни продукта включает четыре стадии – внедрение, рост, зрелость, упадок. Появление нового продукта приводит к ее массовому производству и, по мере угасания спроса в развитых странах, к перемещению производства в развивающиеся и к превращению страны нововведения в чистого импортера.
- теорию эффекта масштаба производства (П. Кругман, К. Ланкастер): международный рынок позволяет укрупнить производство и снизить издержки за счет преимуществ эффекта масштаба, что порождает олигополистическую структуру мирового рынка.
- теорию конкурентных преимуществ отраслей и фирм (М.Портер), рассматривающую мировой рынок преимущественно с позиции участия на нем крупных фирм, которые и определяют основные потоки товаров и услуг между странами. Рост в последние десятилетия удельного веса взаимных поставок сходных промышленных товаров ( компьютеров, бытовой техники, одежды и других товаров) подтверждает тот факт, что торговля между странами является ареной острой конкурентной борьбы между фирмами .
Американский экономист М.Портер в работе «Международная конкуренция» (1991 г.) пришел к выводу, что на мировом рынке конкурируют не страны, а фирмы. М.Портер выделяет следующие детерминанты, формирующие среду, в которой развиваются конкурентные преимущества отраслей и фирм:
1. Обеспеченность факторами производства. Причем особое значение приобретают научно-технические знания, квалификация рабочей силы, инфраструктура и т.д.
2. Условия внутреннего спроса на продукцию данной отрасли, его количественные и качественные параметры, что позволяет использовать эффект масштаба производства, стимулирует нововведения, повышение качества продукции, подталкивает к выходу на внешне рынки.
3. Наличие родственных и поддерживающих отраслей, что повышает конкурентоспособность продукции на мировом рынке за счет предоставления финансовых, маркетинговых, сервисных услуг.
4. Стратегия и структура фирм, характер конкуренции на внутреннем рынке.
Названные детерминанты конкурентного преимущества образуют систему, взаимно усиливая и обусловливая развитие друг друга. К ним добавляются еще два фактора: действие правительства и случайные события. Все перечисленные характеристики экономической среды, в которой могут формироваться конкурентоспособные преимущества, рассматриваются в динамике, как гибкая развивающая система. Для достижения устойчивой долговременной конкурентоспособности в определенных отраслях необходимо развивать все детерминанты конкурентных преимуществ, постоянно их совершенствуя.