Под социальной политикой понимается государственное воздействие на социальные процессы в обществе с помощью законодательных, бюджетных и административных рычагов.

Порождаемые рынком неравенство доходов, неравномерность распределения благ, различия в экономическом и социальном положении людей являются постоянными факторами социально-экономического развития страны. С точки зрения социального фактора перед экономикой стоят следующие исходные проблемы:

- каким образом удовлетворить социальные потребности людей;

- как обеспечить социально-справедливое распределение благ;

- как добиться того, чтобы рост благосостояния осуществлялся в меру роста эффективности экономики.

От успешности решения этих проблем зависит характер развития общества, его социальная устойчивость. Социальная устойчивость является основным признаком социально-ориентированной экономики.Социальная устойчивость предполагает:

- создание равных стартовых возможностей для новых поколений в сфере образования, здравоохранения и других условий формирования человеческого потенциала;

- предотвращение чрезмерной дифференциации доходов населения;

- формирование надежной системы социальной защиты и помощи для членов общества;

- обеспечение доступности основной массе населения основных предметов потребления и услуг, определяющих достойный уровень жизни.

Таким образом, задача социальной политики - дать максимальному количеству людей шанс для повышения благосостояния и социального статуса.

Социально-ориентированная экономика предполагает социальную ответственность граждан за результаты экономического развития, которая достигается при выполнении следующих требований:

1. Улучшение экономического и социального положения населения страны в меру роста деловой активности.

2. Оправданная дифференциация доходов и потребления в зависимости от результатов деятельности и предпринимательской активности. Такая дифференциация доходов является важным стимулом развития общества.

3. Оптимальный уровень (доля в ВВП) затрат на социальные цели. Преувеличение роли государства в решении социальных проблем может привести к чрезмерной опеке граждан, с другой стороны – преувеличение роли отдельных групп населения может привести к усилению неравенства в доступе к социальным благам различных групп населения, подорвать принцип «равных стартовых возможностей».

Социальная политика бывает двух типов: мягкая и жесткая.

Мягкий тип социальной политики преобладал до последнего времени в Западной Европе. Он состоит в увеличении социальных расходов государства и в расширении социальных программ при одновременном увеличении налоговой ставки. Как показывает практика западно-европейских стран, такая политика сталкивается с определенными трудностями. Во-первых, увеличение налогов как основного источника социальных расходов государства сдерживает предпринимательскую активность. Во-вторых, перераспределение доходов населения с помощью налогов и правительственных программ часто оказывается неэффективным, так как незначительно меняется степень неравенства.

Жесткий тип социальной политики проводится с помощью свертывания непомерных социальных расходов государства. Основными задачами жесткого типа социальной политики являются: стимулирование экономической активности различных социальных групп населения; выход из обострившихся экономических противоречий путем рыночной рационализации социальной политики (распространение частных медицинских услуг, частных школ, частного жилищного строительства, частных систем социального страхования); перераспределение сократившихся материальных и финансовых ресурсов из социальной сферы в производственную с одновременным сохранением основных элементов системы социальной защиты населения.

Содержание, цели и задачи социальной политики государства во многом зависят от экономических возможностей страны, демографической ситуации, темпов и характера индустриализации общества, традиций и истории институтов благосостояния. Они зависят от фазы делового цикла, расстановки политических сил и других факторов.

Основные направления социальной политики:

Государственная политика в области образования детей и взрослых.

Система пенсионного страхования.

Система здравоохранения.

Государственная политика на рынке труда.

Социальная помощь (система помощи бедным группам населения).

Программы помощи фермерам и др.

Ограниченные возможности учебного курса не позволяют рассмотреть все направления социальной политики. Ниже остановимся лишь на системах социальной помощи, политики государства в области пенсионного дела и здравоохранения, рассмотрим государственную политику на рынке труда.

Неравенство доходов в конце XIX - начале ХХ века стало объектом изучения многих экономистов США и Западной Европы. Центральной проблемой изучения является оценка справедливости и эффективности сложившегося в рыночной экономике распределения доходов богатства. В 1905 году американский статистик Макс Лоренц разработал метод оценки распределения доходов, получивший название кривой Лоренца(рис. 15.1). Количественно степень неравенства различных вариантов распределения доходов определяется с помощью коэффициента Джини(Коррадо Джини, итальянский экономист, статистик, демограф – 1884 - 1965 гг.).

На рисунке 15.1 по горизонтали отложено распределение численности населения (семей) в процентах по степени увеличения доходов, по вертикали - распределение доходов, получаемых этими семьями (в процентах к национальному доходу). При абсолютном равенстве в распределении совокупного дохода линия распределения доходов приняла бы форму прямой ОЕ (все точки расположены на биссектрисе). Линия OABCDE показывает фактическое распределение совокупного дохода. Заштрихованная площадь показывает степень неравенства в распределении доходов. Обозначим ее через Т. И разделив Т на площадь треугольника OEF, получим коэффициент Джини, показатель степени неравенства доходов:

Чем выше неравенство в распределении доходов, тем больше коэффициент приближается к единице (абсолютное неравенство). И чем выше равенство в распределении доходов, тем меньше данный коэффициент. При абсолютном равенстве он достигает нуля. Системы прогрессивного налогообложения и трансфертных платежей приближают «кривую Лоренца» к биссектрисе. Опыт развитых стран свидетельствует, что неравенство в распределении доходов со временем сокращается. В нашей стране дифференциация доходов населения представлена в таблице 15.1.

 

Таблица 15.1