Банковская система. Инструменты монетарной политики государства.

 

Современные банковские системы имеют двухуровневую структуру и включают Центральный банк и коммерческие банки. Центральный банк выполняет следующие основные функции:

- разработка во взаимодействии с Правительством единой государственной монетарной политики;

- эмиссия банкнот (денежная эмиссия);

- формирование и хранение золото-валютных резервов страны;

- аккумулирование и хранение обязательных резервов коммерческих банков;

- кредитование и ведение расчетных операций для правительственных органов;

- выдача и отзыв лицензий (разрешений) на занятие банковской деятельностью;

- определение нормативов банковской деятельности;

- валютное регулирование и др.

В России Центральный банк Российской Федерации (Банк России) является государственным, действующим на основании закона «О Центральном Банке». Банк России управляется коллегиальным органом – Национальным банковским советом, состоящим из 12 членов, из которых двое направляются Советом Федерации, трое – Государственной Думой, трое – Президентом РФ, трое – Правительством РФ. В состав входит также председатель Банка России. Председатель Банка назначается Государственной Думой по представлению Президента РФ. Дума утверждает и членов Совета директоров, в состав которого входят, кроме Председателя Банка России и его заместителей, директоры ряда главных управлений ЦБ в регионах (всего 12 человек).

В США роль центрального банка исполняет Федеральная резервная система (ФРС). Ее основу составляют двенадцать федеральных резервных банков. Их акционерами являются коммерческие банки - члены ФРС. Но эти акции не приносят прибыли. Каждым резервным банком управляет Совет директоров, из которых шесть директоров избираются банками –членами ФРС данного банковского округа, а три – назначаются Советом управляющих ФРС. Совет управляющих ФРС состоит из семи членов, назначаемых Президентом и утверждаемых Сенатом США. Совет управляющих осуществляет руководство деятельностью федеральных резервных банков.

Коммерческие банки осуществляют широкий спектр операций: ведение расчетных счетов клиентов, кредитование физических и юридических лиц, привлечение вкладов, покупка и продажа государственных и корпоративных ценных бумаг и многие другие. Одна из важнейших функций банка – кредитование, для чего банк аккумулирует временно свободные средства клиентов. Кредит подразделяется на коммерческийибанковский. Коммерческий кредит предоставляется покупателю продавцом в форме отсрочки платежа. Орудием коммерческого кредита является вексель. Банковский кредит - денежная ссуда, выданная банком заемщику на условиях возвратности, срочности, платности. Кредиты под залог недвижимости получили название ипотечных, кредиты под залог высоко ликвидных ценных бумаг получили название ломбардных. Наряду с коммерческими банками кредитование могут заниматься ссудосберегательные ассоциации, сберегательные банки, кредитные союзы, ломбарды и другие финансовые институты. Все они (вместе с Центральным банком) образуют кредитную систему.Кредитная система вместе с денежной образуют денежно-кредитную системустраны.

Государство способно оказывать воздействие на денежно-кредитную систему, а следовательно, на ставку процента и через нее на инвестиции и реальный ВВП. Такая политика государства называется монетарной (денежно-кредитной).

Цель монетарной политики – обеспечение устойчивой денежной системы, национальной валюты. При этом используется три основных инструмента:

1. Изменение нормы обязательного резервирования (уровня резервных требований). Обязательные резервы сокращают кредитные ресурсы коммерческих банков, а, следовательно, и объем циркулирующих в стране денежно-кредитных средств. Эти резервы в России хранятся в виде беспроцентных вкладов в Банке России. Увеличение нормы резервирования уменьшает денежный мультипликатор, и наоборот, уменьшение нормы резервирования увеличит денежную массу: исходная сумма банковских депозитов многократно используется для предоставления ссуд, при каждом обороте уменьшаясь на величину резервных требований. При средней норме резервирования 0,1 общая сумма кредитных ресурсов коммерческих банков составит величину превышающую в 10 раз сумму банковских депозитов.

2. Изменение учетной ставки Центрального банка – ставки рефинансирования. Снижение учетной ставки уменьшает цену кредита и способствует увеличению размеров кредитования и наоборот. Повышение учетной ставки помогает сдерживать спрос на иностранную валюту. Чаще всего Центральный банк предоставит кредит коммерческому банку под залог пакета высоко ликвидных ценных бумаг (государственных облигаций, корпоративных ценных бумаг). Такая ставка называется ставкой по ломбардному кредиту. Таким образом, учетная ставка тесно связана с доходностью государственных ценных бумаг: повышение учетной ставки автоматически увеличивает доходность государственных ценных бумаг. ЦБ РФ проводит политику снижения учетной ставки. В июне 2004 г. она была снижена до 13 % (в этот же период она составила в США – 1 %, в ЕС – 2 %).

3. Операции на открытом рынке. Этот инструмент денежно-кредитной политики наиболее широко используется в развитых странах. Центральный банк, выкупая государственные ценные бумаги у коммерческих банков увеличивает их кредитные ресурсы и наоборот. Часто Центральный банк осуществляет такие операции в форме соглашения об обратном выкупе (РЕПО), когда он продает ценные бумаги с обязательством их выкупа по (обычно) более высокой цене через некоторый срок.

Рынок государственных ценных бумаг начал формироваться в Российской Федерации с 1993 г. и к осени 1998 г. был представлен государственными краткосрочными обязательствами (ГКО), облигациями федерального займа (ОФЗ), облигациями государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигациями внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Проценты по ним выплачиваются из федерального бюджета, а для погашения ранее выпущенных облигаций (в основном ГКО –ОФЗ) необходимо было эмитировать все новые выпуски (транши). Размещение новых траншей встречало все большие трудности. Для решения этой задачи повышалась доходность государственных ценных бумаг и привлекались на данный рынок нерезиденты. При этом основная масса ГКО-ОФЗ находилась в портфелях Центробанка и Сбербанка. К августу 1998 г. доходность этих облигаций достигла 170 % годовых. Разрастание пирамиды государственных облигаций отвлекало деньги от реального сектора экономики, так как операции с ними давали баснословную, ни с чем сопоставимую, прибыль. Сомнения в возможности государства поддерживать данный рынок увеличили атаки на рубль, что, в конечном итоге, привело к сокращению валютных резервов Банка России, к падению рубля, к острейшему бюджетному кризису. 17 августа 1998 г. пирамида ГКО-ОФЗ рухнула. Значительная часть этих облигаций, принадлежащих преимущественно ЦБ РФ и Сбербанку была переоформлена в долговые обязательства государства с минимальным доходом и со сроком погашения во втором десятилетии ХХI века. Облигации, принадлежавшие частным лицам были погашены на сумму 150 млрд.руб. в 1999 г. С февраля 2000 г. правительство вновь прибегло к выпуску ГКО и ОФЗ. Находятся в обращении и облигации внутреннего валютного займа.

Монетарная политика может быть жесткой, когда денежная масса поддерживается на определенном уровне, и гибкой,государство стремится поддерживать на определенном уровне ставку процента. Но Центробанк не может одновременно фиксировать и денежную массу, и ставку процента. Так, при увеличении спроса на деньги для недопущения роста процентной ставки он вынужден будет увеличить предложение денег (рис.14.4), а стремясь «удержать» денежную массу на определенном уровне он вынужден будет согласиться на повышение процентной ставки (рис. 14.5).

r r

MS Ms1 M2 S

               
     
 
     
 
 


r2

L2

r1 L1

L1 L2

M2 M2

Рис.14.4. Жесткая монетарная политика Рис.14.5. Гибкая монетарная политика

На практике, государство чаще будет сочетать эти две цели монетарной политики, так как последовательно жесткая политика приведет к увеличению процентной ставки, к удорожанию кредита, к сокращению совокупного спроса и совокупного предложения. На рис. 15.6. показан вариант относительно гибкой денежно-кредитной политики. Во всех этих случаях речь идет о реальном денежном предложении .

Монетарная политика государства тесно связана с фискальной и внешнеэкономической политиками. Она должна учитывать и взаимосвязь основных макроэкономических переменных (денежной массы, ставки процента, совокупного спроса, объема выпуска), и ожидания инвесторов и населения (покупателей), и степень доверия резидентов и нерезидентов к действиям правительства. Эффективность монетарной политики зависит и от степени независимости Центробанка как ветви власти, и от квалификации, искусства его руководства. Как правило, политика устойчивости цен и валютного курса несовместима с мягкой фискальной политикой и с политикой фиксированного обменного курса, когда внутренняя денежная политика будет зависеть от притока и оттока иностранной валюты в страну.