Комбинированная модель.

Данная модель учитывает ожидания рыночных агентов и их ошибок. На рис.12.6 `V – потенциальный объем выпуска, а Р* - ожидаемый уровень цен. Если фактический уровень цен превысит ожидаемый, то объем выпуска возрастет до V1 в номинальных ценах. В этом случае предприниматели будут получать прибыль за счет отставания роста цен на ресурсы /на заработную плату/ от роста цен на продукты. Постепенно вырастут цены на ресурсы и объем выпуска сократится.

Как правило, в реальной экономике цены на товары растут быстрее, чем цены на ресурсы . Если цены на товары гибкие (меняются, адаптируясь к изменению ры­ночной конъюнктуры), а цены на ресурсы жесткие (не меняются), что хара­ктерно для краткосрочного периода в условиях современной экономики, имеющей инфляционный характер, в которой рост цен на товары обгоняет рост цен на ресурсы (прежде всего, заработной платы) и все большее значение приобре­тают ожидания экономических агентов относительно изменения уровня цен в будущем (инфляционные ожидания), то величина совокупного предложения находится в прямой зависимости от уровня цен (рис. в). Кривая кратко­срочного совокупного предложения по сути является кривой средних издер­жек. Поскольку целевой функцией фирмы выступает максимизация прибыли П, которая на единицу продукции равна разнице между ценой товара Р и издержками на его производство АТС, П = Р-АТС, то при прочих равных условиях (при неизменных средних издержках), чем выше уровень цен , тем больше товаров и услуг готовы предложить на рынок производители, т.е. тем больше величина совокупного предложения (кривая AS на рис 12.6)

 

На совокупное предложение оказывают влияние следующие факторы:

- Цены ресурсов. Если цены на ресурсы падают, то увеличивается объем выпуска /т.е. кривая AS сдвигается /. Решающее значение имеет изменение заработной платы, поскольку она составляет ¾ национального дохода.

- Ожидания рыночных агентов. Фирмы будут ожидать, что цены на ресурсы меняются в той же пропорции, что и цены на продукцию. Это объясняют тем, что рост цен на продукты усилит требования рабочих о повышении заработной платы, а предприниматели, увеличив ее, увеличат цены на продукцию. Кроме того, многие блага одновременно являются и ресурсами /например, газ, электроэнергия, уголь/. В этом случае предприниматели не будут ожидать увеличения прибыли с ростом цен, следовательно, не повысят и не уменьшат объем выпуска.

Другая группа экономистов исходит из того, что цены на продукты и ресурсы изменяются не мгновенно, сначала на продукты, потом на ресурсы. Это обусловлено, по их мнению, тем, что в экономике большую роль играют долгосрочные контракты. В условиях роста цен на ресурсы, фирмы некоторое время будут пользоваться запасами. Кроме того, фирма не обладая полной информацией, может воспринять повышение общего уровня цен как рост цен и спроса на свою продукцию и будет увеличивать объем выпуска, вместо его уменьшения. При перезаключении контрактов владелец ресурсов потребует повышения цен на них, что сдвинет кривую AS влево, что приведет к повышению уровня цен. Эти факторы вызывают сдвиг кривой AS в краткосрочном периоде /рис.12.7/

 

 
 


Р LRAS

Уровень цен

 

AS1

AS2

P1 E1

 

P2 E2

 

 

`V V1 V

 

Рис.12.7. Сдвиг краткосрочной кривой совокупного предложения.

 

 

Выделяют четыре основные модели совокупного предложения:

1. Модель совокупного предложения при жесткой заработной плате.

2. Модель неверных представлений работников.

3. Модель несовершенной информации.

4. Модель негибких цен.

Во всех моделях кривая AS в краткосрочном периоде отлична от вертикальной линии в силу несовершенства рыночного механизма. Перемещение кривой AD вызывает временные отклонения величины выпуска от естественного значения.

 

Во всех моделях AS представлено в виде:

 

V = ` V` + a /P – P*/ ,

где V – величина выпуска;

`V - потенциальный объем выпуска;

Р - фактический уровень цен;

Р* - ожидаемый уровень цен;

a - положительный коэффициент.

Это выражение означает, что величина выпуска отклоняется от своего естественного уровня, когда уровень цен отличается от ожидаемого.

Каждая модель выделяет конкретную причину, по которой неожиданные изменения цен вызывают колебания объема производимой продукции. Но во всех случаях, если уровень цен выше ожидаемого (Р>Р*), то объем выпуска превысит естественный (V>`V). Если уровень цен окажется ниже ожидаемого (Р<Р*), то объем выпуска будет меньше потенциального, что приведет к рецессии.

Неверными представлениями работников и несовершенной информацией объясняют колебания совокупного предложения /и циклические колебания/ представители новой классической школы. Поэтому теорию совокупного предложения называют теорией ошибок. Новые кейнсианцы придерживаются моделей жесткой заработной платы и негибких цен. При этом они полагают, что увеличение спроса в краткосрочный период приведет и к увеличению объема выпуска в долгосрочный период.

 

 

12. 3. Модели взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения.

 

В макроэкономике совокупное предложение взаимодействует с совокупным спросом. При их совпадении устанавливается равновесие на макрорынке. В реальной действительности существует лишь тенденция к установлению такого равновесия. Если предложение превышает спрос, увеличиваются запасы нереализованной продукции и производители сокращают объем производства и /или/ снижают цены. Последнее вызовет рост спроса. С ростом спроса будет наращиваться и предложение. Фазы восстановления и нарушения рыночного равновесия сменяют друг друга. Поэтому можно говорить не о статическом, а о динамическом макроэкономическом равновесии. Представители различных школ макроэкономики предлагают различные модели взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения.

Классическая модель описывает поведение экономики в долгосрочном периоде. В этой модели совокупное предложение соответствует объему выпуска при полной занятости ресурсов, т.е. объем выпуска равен потенциальному. Цены, номинальная заработная плата – гибкие и их изменения поддерживают равновесие на макроуровне. В этой модели увеличение совокупного спроса под влиянием, например, мягкой кредитно-денежной политики государства приведет лишь к увеличению общего уровня цен /рис. 12.8/.

 

P LRAS P

 

       
   
 
 


P2 E2

 

SRAS

P1 E1

AD2

AD1 AD1 AD2

V Доход,выпуск V V 1 Доход,выпуск

 

Рис. 12.8. Классическая модель макроэко- Рис. 12.9. Кейнсианская модель

номического равновесия макроэкономического равновесия

 

Кейнсианская модель анализирует экономику на сравнительно коротких отрезках времени при неполной занятости ресурсов. При этом цены, заработная плата и другие номинальные величины относительно жесткие, равновесие AD и AS не означает полной занятости и соответствия объема выпуска естественному. Поэтому, рост совокупного спроса увеличит объем выпуска /рис. 12.9/

Комбинированная модель. В этой модели кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков: кейнсианского (горизонтального), классического (вертикального), промежуточного, предполагающего одновременный рост и объема выпуска и цен (рис. 12.10).

 

VI V2 V3 V0 Доход выпуск V4V0V1 V2 V3 Доход выпуск

 

В соответствии с этой моделью стимулирование совокупного спро­са первоначально приведет к увеличению предложения за счет более полной загрузки оборудования, а при приближении к уровню полной занятости начнется увеличение цен при некотором увеличении объема выпуска. Дальнейшее стимулирование спроса при достижении эконо­микой уровня полной занятости вызовет лишь увеличение цен.

Снижение совокупного спроса не вернет экономику к первоначально­му уровню цен (P0). Такое поведение макрорынка объясняется эффектом "храповика" (см. рис. 12.11). Сокращение совокупного спроса понизит уровень цен до Р1, а объем выпуска упадет ниже первоначального уровня (V0) до уровня V4. Новое равновесие установится в точке В.

Модели долгосрочного равновесия. Эти модели призваны пока­зать, что в долгосрочном периоде экономике свойственна тенденция к восстановлению нарушенного равновесия в случае шоков1 со стороны спроса и со стороны предложения.

Различают позитивные шоки и негативные шоки

 
 


1Шокнеожиданное резкое изменение либо совокупного спроса, либо совокупного предложения.