Безработица, ее формы, причины, последствия

 

Цикличность экономики проявляется в неравновесии различных рынков. Это относится и к рынку труда, где возможны как избытки (безработица), так и дефициты.

Под безработицей понимается социально-экономической явление, состоящее в том, что часть экономически активного населения не занято в производстве товаров и услуг.В реальной экономической жизни безработица – это неравновесие на рынке труда с преобладанием предложения труда над спросом на него. Причины безработицы, с точки зрения разных экономических школ, различны.

Безработица – недоиспользование труда, в результате которого фактический валовой национальный продукт (ВВП) меньше потенциального ВВП.

Экономисты, придерживающиеся классической традиции, исходят из веры в способность рыночной экономики к саморегуляции. Поэтому они считают основной причиной безработицы вмешательство в деятельность рынка труда «нерыночных» сил, таких как государство и профсоюзы. Проявляется это вмешательство в установлении минимальной заработной платы, уровень которой превышает равновесный (см. рис. 11.3.); во введении высоких пособий по безработице, что делает для некоторых состояние безработицы более привлекательным по сравнению с состоянием занятости.

 

 

Такое видение причин безработицы подсказывает принципиальный выход из нее. Устранение «фиксаторов», устанавливаемых государством и профсоюзами, приведет рынок труда к равновесию. Причем, по мнению монетаристов, данное равновесие будет соответствовать полной занятости в экономике: рост предложения труда вызовет падение заработной платы и увеличение спроса на труд; рост спроса на труд, в свою очередь, вызовет рост заработной платы, что ограничит спрос на труд (одновременно будут колебаться и объемы выпуска).

Существуют и другие подходы к пониманию безработицы. Ссылаясь на мировую практику, например на Великую депрессию, часть экономистов указывает на то, что равновесие в экономике может быть достигнуто и при неполной занятости. Поэтому надеяться на то, что рыночные механизмы сами по себе все отладят, нельзя. Например, последователи Дж. М. Кейнса исходят из того, что цены и заработная плата не столь подвижны, как полагают их теоретические противники. Пусть, в экономике падает спрос на труд (см. рис. 11.4.), что сдвигает кривую спроса на труд (Ld) влево. Неоклассики предположили бы, что далее последует падение заработной платы (до wE2), но этого не происходит в виду действия, например, профсоюзов, заключивших коллективный договор с работодателями относительно минимальных ставок заработной платы или действия государства, установившего высокую ставку минимальной заработной платы.

 

Ставка заработной платы оказывается негибкой. Падение спроса на труд под влиянием уменьшения совокупного спроса (причины колебаний совокупного спроса будут рассмотрены в следующей лекции) или внедрение новых трудосберегающих технологий не позволит сдвинуть ставку заработной платы до wE2 и восстановить равновесие на рынке труда. Основной причиной безработицы, согласно кейнсианской концепции, является недостаток совокупного спроса на конечную продукцию, «неэффективный спрос». Следовательно, принципиальный выход из безработицы следует искать в государственном стимулировании совокупного спроса. За счет расходов государственного бюджета произойдет расширение инвестиций, что поможет создать дополнительные рабочие места, а значит сократить безработицу. Кейнсианцам возражали их противники, указывая на то, что активная фискальная политика поведет к росту инфляции.

В экономической теории принято делить трудоспособное население на три группы: занятые, безработные, добровольные безработные. К последним относятся трудоспособные граждане, не желающие трудиться.

Дальнейший анализ безработицы требует рассмотрения методов ее статистического измерения. Существует два основных показателя безработицы: уровень безработицы и ее средняя продолжительность.

       
   

Уровень безработицы (U/) – это отношение количества безработных к количеству рабочей силы.

где U – количество безработных;

Е – количество занятых;

U´ = U´ - уровень безработицы;

(U+Е) – количество рабочей силы

 

 

Сегодня принято использовать два метода измерения численности безработных. В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ», безработные – трудоспособные люди, не имеющие работы и заработка, но ищущие работу и зарегистрированные в качестве таковых в органах Федеральной службы занятости. По методике международной организации труда (МОТ), безработные– люди, не имеющие работы, пригодные к работе в настоящий момент и ищущие работу в рассматриваемый период. Так, по состоянию на 1 января 2004г., по данным обследований (по методике МОТ) численность безработных в России составила 5948,1 тыс. человек, Федеральной службой занятости зарегистрировано только 1638,9 тыс. человек. Для Удмуртии соответствующие цифры составили 55,5 тыс. человек и 15,9 тыс. человек. К безработным не относятся студенты дневной формы обучения, инвалиды, пенсионеры, занятые неполный рабочий день, самозанятые, предприниматели и др.Количество рабочей силы(U + Е) – это общая численность людей в трудоспособном возрасте за вычетом нетрудоспособных, обучающихся, не желающих работать, лиц, находящихся в психиатрических больницах, тюрьмах и т.д. Продолжительность безработицы определяется числом недель, в течение которых средний безработный не был трудоустроен. Для анализа ситуации на рынке труда используются оба этих показателя. Считается, что из двух зол меньшим является относительно высокий уровень безработицы при небольшой ее продолжительности. Такое положение, скорее всего, связано с интенсивным НТП и изменениями отраслевой структуры экономики, вызванной им, а также хорошо поставленной работой службы занятости.

Для отыскания действенных способов снижения уровня безработицы и ее продолжительности необходимо знать ее структуру. Безработица неоднородна, поэтому для каждого из ее видов необходим свой набор мер по ее ограничению.

В зависимости от избранного критерия возможны следующие классификации безработицы. По критерию фазы делового цикла, выделяются естественный уровень безработицы (фрикционная, структурная, институциональная безработица) и циклическая безработица, характерная для фазы спада, когда уровень безработицы превышает естественный.

Естественный уровень безработицы – уровень безработицы, соответствующий потенциальному ВВП, уровень безработицы, стабилизирующий инфляцию.

Естественный, то есть средний примерно за 10 лет, уровень безработицы, по определению М. Фридмена, означает наилучший для экономики резерв рабочий силы, способный достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса. Он достигается в том случае, когда в экономике имеется только фрикционная и структурная безработица.

Фрикционной называется безработица, вызванная тем, что для установления соответствия между работниками и рабочими местами требуется время. Она может быть вызвана сменой места жительства, места работы, окончанием обучения, изменением структуры потребительского спроса под влиянием моды, вкусов и пр.

Структурная безработица вызывается изменениями отраслевой структуры экономики, происходящими под воздействием научно-технического прогресса. В результате устаревания части отраслей происходит высвобождение из них работников. В то же время появляются новые отрасли и вакансии в них. Но замещение вакансий в новых отраслях высвобожденными из старых отраслей работниками не происходит автоматически. Требуется время, усилия, финансовые затраты для приспособления части высвобожденных работников к новым условиям. Поэтому структурная безработица представляет собой профессиональное и квалификационное несоответствие между подготовкой работников и требованиями, предъявляемыми в новых отраслях. Между фрикционной и структурной безработицей существует зависимость. Затянувшаяся фрикционная безработица означает переход в структурную.

Институциональная безработица связана с особенностями устройства рынка труда. Например, если законодательно установлен высокий уровень пособия по безработице, то люди начинают предпочитать праздность работе. В результате институциональная безработица увеличивается. Типичный пример тому дает Швеция середины 80-х гг. ХХ века. Возможна ситуация, когда и работодатель, и нанимаемый были бы согласны на заработную плату, уровень которой ниже законодательно установленного минимума, но это грозит нарушением закона и соответствующими санкциями. Поэтому потенциальный работник остается без места работы. Институциональная безработица возникает и тогда, когда ввиду высокого уровня подоходного налога, работники предпочитают несколько меньший по уровню доход в виде пособия по безработице заработной плате с вычетом подоходного налога. Институциональная безработица вызывается и недостаточно эффективной информационной работой биржи труда.

Итак, фрикционная и структурная безработица возникают по естественным причинам. В любых условиях люди будут учиться, подыскивать затем работу, молодые мамы воспитывать маленьких детей и не работать в это время, семьи будут переезжать из одного населенного пункта в другой и т. п. С другой стороны, причины структурной безработицы тоже вечны, т. к. НТП относительно независимый и саморазвивающийся процесс. При правильно установленном минимуме заработной платы и прогрессивной шкале налогообложения доходов, при хорошо поставленной работе биржи труда, фрикционная, структурная и институциональная безработица не становится ни микро -, ни макропроблемой.

Высокий уровень и большая продолжительность безработицы вызывают микро - и макроэкономические последствия. Микроэкономические последствия безработицы связаны с утратой человеком места работы и заработка. Став безработным, человек утрачивает прежний, более высокий социальный статус, что часто означает личную трагедию.Макроэкономические последствия состоят в недопроизводстве ВВП; возникает так называемый дефицит ВВП, т.е. отставание реального ВВП от полного (потенциального).

Безработица имеет и позитивные последствия. Она стимулирует накопление человеческого капитала, повышение производительности труда, рационализацию, изобретательство и др.

Меры по ограничению безработицы берет на себя государство. Они направлены, прежде всего, на снижение уровня безработицы и ее продолжительности. При этом должны учитываться следующие принципы:

1. Для каждого вида безработицы требуется свой подход.

2. Меры государственного регулирования рынка труда должны быть нейтральны по отношению к инфляции. Это организация системы информирования о вакансиях, профессиональное обучения и переподготовки, осуществление контроля над рыночной конъюнктурой, финансирование исследований проблем занятости, организация общественных работ, стимулирование самозанятости и т.д.;

3. Государство обязано выполнять функции по социальной защите безработных. Но при этом социальная помощь государства не должна стимулировать иждивенческие настроения, а поощрять к активному поиску работы: пособия должны назначаться избирательно, размер пособия должен быть соотнесен с законодательно установленным уровнем минимальной заработной платой, социальная помощь должна быть ограничена во времени.