Авиационная подвижная электросвязь

Авиационная воздушная связь (АВС) организуется в соответствии с принципами управления воздушным движением Российской Федерации [1, 8, 9].

Авиационная воздушная (подвижная) электросвязь (радиосвязь) является единственным средством связи диспетчеров УВД с экипажами ВС и между экипажами ВС, находящихся в полете; авиационная воздушная (подвижная) связь используется: для непосредственного ведения диспетчерами центров УВД радиотелефонной связи с экипажами воздушных судов и передачи данных на протяжении всех этапов полета: от начала руления до посадки и окончания руления; ведения центрами УВД радиотелефонной и радиотелеграфной связи с экипажами воздушных судов, находящихся в полете, в том числе с помощью радиооператоров; ведения центрами УВД, аварийно-спасательными службами связи с экипажами воздушных судов, терпящих, или потерпевших бедствие.

Авиационная воздушная радиосвязь, в соответствии с предъявляемым к ней требованиям, должна обеспечивать:

- бесперебойное ведение радиотелефонной связи диспетчеров службы УВД с экипажами воздушных судов на протяжении всех этапов полета;

- ведение радиотелеграфной слуховой связи между диспетчерами службы движения и экипажами воздушных судов, находящихся в полете;

- постоянную готовность обмена сообщениями между диспетчерскими пунктами службы движения и экипажами ВС;

- высокое качество связи;

- связь без поиска и без подстройки; I

- возможность циркулярной передачи сообщений экипажам воздушных судов.

Принципы построения и технические средства авиационной подвижной связи регламентированы [1] и реализуются следующим образом.

1. Для организации АВС используются средства радиосвязи диапазонов ОВЧ, ВЧ, НЧ-СЧ и спутниковые системы связи [1,3-7, 16, 17]. Средства ВЧ используются для дальней связи с экипажами ВС на участках, где отсутствует связь на ОВЧ. Средства НЧ-СЧ используются в районах, где отсутствует надежная радиосвязь в диапазоне ВЧ (северные районы страны). Авиационная воздушная связь должна обладать высокой надежностью, поэтому каждая радиостанция сети резервируется. Потеря связи с ВС рассматривается как особый случай в полете.

При потере связи срочно используются все меры по ее восстановлению. Для повышения надежности используются вынесенные на трассы полетов ретрансляторы диапазона ОВЧ; проводится размещение средств радиосвязи на высотных сооружениях и высотах на местности, применяются средства повышенной мощности и различные типы антенных систем; используется спутниковая радиосвязь [3-9, 16].

2. Авиационная воздушная связь для УВД в районе аэродрома регламентирована [1] и организуется в соответствии с принятой для данного

аэродрома схемой управления воздушным движением. В районе аэродрома создаются радиосети диспетчерских пунктов; подхода (по количеству секторов) (ДПП); круга (ДПК); взлета и системы посадки (ДПСП); стартового диспетчерского пункта (СДП), командно-диспетчерского пункта (КДП); руления (ДПР); аварийно-спасательная (ДПП) – общая для всех пунктов УВД.

Авиационное радиовещание организуется для: информирования экипажей воздушных судов, находящихся в полете, при оперативном полетно-информационном обслуживании (АФИС); автоматической передачи информации в районе аэродрома (АТИС); автоматической передачи метеоинформации авиационной метеорологической станцией (АМСГ) для экипажей ВС, находящихся на маршруте (ВОЛМЕТ). Организуются сети спецсвязи с ВС других ведомств. Типовая схема организации АВС в районе аэродрома с радиостанцией воздушного судна (РС ВС) приведена на рис. 1.2.

Объединение радиосетей руления, взлета и посадки, круга осуществляется службой движения в зависимости от принятой схемы управления воздушным движением и интенсивности движения воздушных судов и указывается в Сборниках аэронавигационной информации. При этом назначается единая частота радиосвязи.

3. Авиационная воздушная (подвижная) связь на воздушных трассах и местных воздушных линиях (МВЛ) организуется в соответствии с

используемой схемой УВД для каждой воздушной трассы и МВЛ. Основными средствами обеспечения УВД на воздушных трассах и МВЛ являются средства радиосвязи того диапазона, которые обеспечивают управление на всю глубину полета ВС в данных конкретных условиях.

Для этого организуются следующие радиосети:

- для управления в зоне РЦ (по числу секторов) и вспомогательных (ВРЦ) центров - в диапазоне ОВЧ;

- воздушная связь в зоне РЦ в диапазоне ВЧ;

- дальняя связь в диапазоне ВЧ;

- аварийно-спасательная связь в диапазоне ОВЧ;

- радиосеть производственно-диспетчерской службы авиапредприятия в диапазоне ОВЧ.

Радиосети дальней связи диапазона ВЧ организуются для связи с экипажами ВС, выполняющими дальние и международные полеты.

Авиационная воздушная связь для УВД и радиосвязь на воздушных трассах и в районах местных диспетчерских пунктов (МДП) реализуется на основе типовой схемы ее организации (рис. 1.3) [I].

Для связи на МВЛ и на аэродромах МВЛ используются радиосети:

УВД и связи на МВЛ; УВД в районе аэродрома МВЛ; связи с аэропортами МВЛ.

Радиосети УВД в зоне МВЛ в диапазоне ВЧ используются и для авиационной фиксированной (наземной) радиосвязи между диспетчерскими пунктами службы движения.

4. АВС для обеспечения полетов по международным воздушным трассам за пределами СНГ организуется с использованием каналов дальней радиосвязи в ВЧ диапазоне и каналов подвижной спутниковой службы.

5. Аварийные радиосети организуются для обеспечения связью экипажей воздушных судов с диспетчерскими пунктами УВД и океанскими судами при возникновении особых случаев в полете. В этих случаях радиосвязь осуществляется на частотах международной аварийно-спасательной службы 121,5 и 2,182 МГц. В качестве международных аварийных частот используются частоты 121,5 и 243 МГц, а также частоты 500, 2182, 8364 кГц [2]. Частоты 500 и 2182 кГц предназначены для запроса помощи у морской аварийно-спасательной службы. Для своевременного оказания помощи ВС, терпящим бедствие, в аэропортах организуется круглосуточное прослушивание диспетчерами УВД радиоканала на частоте 121,5 МГц. Для связи между ВС и наземными службами, занятыми поисково-спасательными работами, организуется радиосеть на частоте 123,1 МГц, переход на которую производится после установления связи на частоте международной спасательной службы 121,5 МГц [3,16].

6. Авиационная воздушная связь используется в системе автоматизированного обмена данными с воздушными судами (САОД "земля-воздух"), предназначенной для скоростного обмена информацией с пунктами УВД, ПДСП и другими о местонахождении ВС, условиях полета, состоянии материальной части и др., передаваемых автоматически и воспроизводимых на дисплейных и печатающих устройствах. Система автоматизированного обмена данными является вспомогательной системой связи, предназначенной для сокращения объема и времени речевого обмена между экипажами ВС и диспетчерскими службами аэропортов, РЦ, ПДСП, АТБ. Для работы системы САОД выделяются отдельные частотные каналы [I].