Дисциплина 3 - Устройство и эксплуатация электрического оборудования пассажирских вагонов

Электрооборудование – это комплекс электроустановок, соединенных между собой электрическими цепями.

Электрооборудование пассажирских вагонов применяется для обеспечения:

• освещения;

• отопления;

• вентиляции;

• охлаждения питьевой воды;

• приготовления пищи и кипяченой воды;

• радиовещания;

• обеспечения безопасности движения поездов.

Электроустановки делятся на две группы: до 1000 В и свыше 1000 В.

Электрооборудование вагона делится на:

Внутри вагонное оборудование (потребители, аппаратура управления, защиты и сигнализации);

Подвагонное оборудование (генератор и его привод, аккумуляторная батарея (АКБ), высоковольтные контакторы, предохранители).

 

Источники электрической энергии пассажирских вагонов

Система электроснабжения - это комплекс оборудования, предназначенный для выработки и распределения электрической энергии между потребителями вагона.

В современных пассажирских вагонах применяется автономная система электроснабжения. При этом в вагоне имеются собственные источники электрической энергии: аккумуляторная батарея (АКБ) и генератор. Для систем электроснабжения приняты два стандартных напряжения:

50 В – вагоны без кондиционирования воздуха;

110 В - вагоны с системой кондиционирования воздуха.

§ 3.1. Аккумуляторная батарея (АКБ)

Аккумулятор – это химический источник электрической энергии, который способен накапливать и сохранять энергию путем превращения ее в химическую реакцию (заряд), а затем отдавать ее обратно путем преобразования химической реакции в электроэнергию (разряд). АКБ служит для питания основных потребителей вагона на стоянках, в аварийных режимах и при малых скоростях движения поезда (до 40 км/ч). АКБ состоит из аккумуляторов, соединенных между собой последовательно. АКБ размещается под вагоном в специальных ящиках оборудованных дефлекторами для удаления взрывоопасных газов.

Для пассажирских вагонов применяются как кислотные, так и щелочные АКБ, но большее применение получили щелочные АКБ, так как они выполнены из менее дефицитных материалов.