Дисциплина 3 - Устройство и эксплуатация электрического оборудования пассажирских вагонов
Электрооборудование – это комплекс электроустановок, соединенных между собой электрическими цепями.
Электрооборудование пассажирских вагонов применяется для обеспечения:
• освещения;
• отопления;
• вентиляции;
• охлаждения питьевой воды;
• приготовления пищи и кипяченой воды;
• радиовещания;
• обеспечения безопасности движения поездов.
Электроустановки делятся на две группы: до 1000 В и свыше 1000 В.
Электрооборудование вагона делится на:
• Внутри вагонное оборудование (потребители, аппаратура управления, защиты и сигнализации);
• Подвагонное оборудование (генератор и его привод, аккумуляторная батарея (АКБ), высоковольтные контакторы, предохранители).
Источники электрической энергии пассажирских вагонов
Система электроснабжения - это комплекс оборудования, предназначенный для выработки и распределения электрической энергии между потребителями вагона.
В современных пассажирских вагонах применяется автономная система электроснабжения. При этом в вагоне имеются собственные источники электрической энергии: аккумуляторная батарея (АКБ) и генератор. Для систем электроснабжения приняты два стандартных напряжения:
• 50 В – вагоны без кондиционирования воздуха;
• 110 В - вагоны с системой кондиционирования воздуха.
§ 3.1. Аккумуляторная батарея (АКБ)
Аккумулятор – это химический источник электрической энергии, который способен накапливать и сохранять энергию путем превращения ее в химическую реакцию (заряд), а затем отдавать ее обратно путем преобразования химической реакции в электроэнергию (разряд). АКБ служит для питания основных потребителей вагона на стоянках, в аварийных режимах и при малых скоростях движения поезда (до 40 км/ч). АКБ состоит из аккумуляторов, соединенных между собой последовательно. АКБ размещается под вагоном в специальных ящиках оборудованных дефлекторами для удаления взрывоопасных газов.
Для пассажирских вагонов применяются как кислотные, так и щелочные АКБ, но большее применение получили щелочные АКБ, так как они выполнены из менее дефицитных материалов.