Затратные методы ценообразования: ценообразование по принципу «издержки плюс прибыль»
Затратные методы ценообразования - самые распространенные. Популярность этой группы методов объясняется, во-первых, тем, что российская экономика долгое время находилась в условиях планового административного регулирования, когда не учитывался такой важный аспект ценообразования, как спрос, а во-вторых, тем, что в основе затратных методов лежит калькулирование издержек производства и сбыта продукции, следовательно, цена, сформированная затратными методами, имеет обоснование, которое трудно оспаривать. Но именно эта обоснованность составляет один из самых существенных недостатков затратного подхода, поскольку лишает процесс ценообразования и сами цены необходимой мобильности, т.е. не позволяет мгновенно реагировать на изменения конъюнктуры рынка. Затратное ценообразование широко применяется на олигополистических рынках. (Олигополия – рыночная структура, в которую входит небольшое число предприятий, причем некоторые из них имеют большие размеры относительно размеров рынка). Оно дает возможность олигополистам использовать одинаковую структуру издержек, одинаковые способы их исчисления, прибавляя один и тот же процент прибыли. Олигополисты могут поддерживать одинаковый уровень цен на рынке, одновременно меняя методику их исчисления. Это позволяет им избежать обвинения в сговоре. Кроме того, часто предприятие имеет больше информации о своих издержках (внутренняя отчетность предприятия), чем информации о спросе (сведения, поступающие из внешней среды предприятия). Сфера применения затратных методов весьма ограничена - они могут служить только для определения начальной, базовой цены товара и обоснования факта выхода товара на рынок или организации его выпуска на предприятии. Для установления окончательной цены на товар нужно принимать во внимание факторы изменяющейся конъюнктуры рынка. Затратные методы ценообразования (ценообразование по принципу «издержки плюс прибыль»). К ним относятся следующие методы:
- Затратный метод с учетом полных издержек на производство продукции;
- Метод прямых, или предельных, затрат ;
- Метод расчета цены на основе анализа безубыточности;
- Метод установления цены на основе анализа рентабельности инвестиций.
Затратный метод с учетом полных издержек на производство продукции.Этот метод основан на определении полной себестоимости, включающей как переменные, так и постоянные издержки. Главным достоинством метода является максимальная полнота включения издержек в цену продукции. Ключевой недостаток связан с методом отнесения постоянных издержек на себестоимость продукции. В основе этого расчета могут лежать разные способы: постоянные издержки могут относиться на себестоимость пропорционально переменным издержкам, пропорционально затратам сырья, труда и т.п. Применение разных подходов приводит к получению неодинаковой величины себестоимости и, следовательно, к разной цене.
Несмотря на явные недостатки, данный метод может с успехом использоваться, например, для определения цены на товары-новинки, не имеющие аналогов в мире, на товары, исчисление затрат на производство которых не вызывает затруднений в условиях жесткой ценовой конкуренции.
Метод прямых, или предельных, затрат.Данный метод основан на учете только таких затрат, которые могут быть непосредственно отнесены на производство данного вида продукции. При этом к переменным затратам прибавляется определенная надбавка — прибыль. Постоянные затраты возмещаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Эта разница называется маржинальной, или добавленной, прибылью.
Метод расчета цены на основе анализа безубыточности.В основе данного метода лежит выявление цены, обеспечивающей заданный объем прибыли, и определение точки безубыточности. Для того чтобы узнать необходимый объем прибыли, предприятие должно найти оптимальное количество товара, которое оно будет производить. Предприятие должно рассмотреть разные варианты цены на продукцию, сопоставить их с объемами производства и возможной прибылью и выбрать оптимальный вариант.
Точка безубыточности - это точка пересечения кривой общей выручки и кривой общих затрат. В точке безубыточности объем прибыли равняется нулю.
При определении цены товара по методу безубыточности используются следующие формулы.
1. Точка безубыточности в стоимостном выражении определяется по формуле
Qб=
где Qб - объем продаж в стоимостном выражении;
FC - постоянные издержки производства всего объема продукции;
Р - цена единицы продукции;
AVC - средние переменные издержки.
2. Точка безубыточности в натуральном выражении определяется по формуле
Qб=
3. Цена единицы продукции (Р) при заданном объеме продаж и целевой прибыли определяется по формуле
P=
где Qз - заданный объем продаж;
Прц - целевая прибыль.
4. Объем производства продукции (Q ) при заданном объеме прибыли (Прз) рассчитывается по формуле
Q=
5. Размер прибыли (Пр) при сокращении средних переменных издержек на А% и постоянных издержек на В ден. ед. рассчитывается по формуле
Пр= P x Q - {( FC-B) + [AVC (1-0.01A: Q]}
6. Увеличение объема производства, требуемое для сохранения прибыли при снижении цены ((G), рассчитывается по формуле
G=
где Пр1 - прибыль, получаемая от продажи единицы продукции по старой цене;
Р - уменьшение цены;
К - доля переменных затрат в себестоимости единицы продукции при соответствующем объеме производства;
С - себестоимость единицы продукции, продаваемой по старой цене.
7. Порог безопасности (Пб), определяющий на какую величину (%) предприятие может снизить объем продаж, не неся убытков:
Пб=
8. Дополнительное количество продукции (QД), которое необходимо для покрытия дополнительных постоянных затрат (FСД) на расширение предприятия в размере L, ден. ед., рассчитывается по формуле
QД=
Основным недостатком метода определения цены на основе анализа безубыточности является то, что не учитывается взаимосвязь цены товара и фактического спроса.
Метод установления цены на основе анализа рентабельности инвестиций.При использовании данного метода используется оценка полных издержек всех инвестиционных проектов по производству товара, определение объемов выпуска и реализации товара по определенной цене, которая обеспечит возмещение всех затрат. Устанавливаемая надбавка к издержкам производства включает процент дохода на инвестированный капитал.