ДОМАШНЯЯ РАБОТА

Домашняя работаесть форма организации учащихся для
самостоятельного выполнения заданий учителя, связанных
с уроками.

Домашнее задание только тогда носит развивающий ха
рактер, когда активизирует мысль ученика, побуждает его
к самостоятельной работе.

Выделяют несколько групп домашних заданий:

· по содержанию:

– задания по формированию общих понятий. Например,
после изучения темы «Тела, вещества, частицы» в учебнике
природоведения А.А. Плешакова дается задание: «Обрати
внимание, какие твердые, жидкие и газообразные тела и
вещества окружают тебя дома»;

– задания, связанные с отработкой умений и навыков.
Например, изучив свойства воды, дети дома выполняют за-
дание: «С помощью опытов установи, какое из перечислен-
ных веществ растворяется в воде, а какое – нет. Речной песок,
питьевая сода, крахмал».

· по дидактической цели:

– закрепление полученных знаний. Например, после изу-
чения темы «Разнообразие растений» учащиеся должны
подготовить устный ответ на вопрос: «Для чего на Земле
нужны растения?»;

– систематизация знаний. Например,: изучив тему «Кто
чем питается», дети дома выполняют задание: «Распредели
животных по группам в зависимости от способа их питания:
ворона, тушканчик, стрекоза, лягушка»;

– подготовка к восприятию нового. Например, перед изу-
чением темы «Как растения размножаются» ученики долж-
ны дома подумать над вопросом: «Какие условия необходимы
для прорастания семян?» Для этого им нужно вспомнить,
как они выращивали растения из семян на уроках трудового
обучения.

· по характеру деятельности:

– репродуктивные. В этих заданиях требуется воспроиз-
вести виды деятельности, которые дети выполняли на уроке.
Например, чтение и пересказ статьи учебника;

– творческие. Они требуют использование знаний и уме-
ний, полученных на уроке, в новых условиях. Например,
в учебнике «Природоведение» для третьего класса А.А. Пле-
шакова после знакомства с охраняемыми растениями пред-
лагается задание: «Оформи для своих младших товарищей
книжку-малышку «Берегите растения». На первой странице
напиши, что сказали бы растения ребятам, если бы могли
говорить».

· по способу выполнения:

– устные. Это чтение текстов учебника и дополнительной
литературы, устные ответы на вопросы, пересказ статьи по
плану и т.п.;

– письменные задания и графические работы, которые
чаще всего выполняются в рабочих тетрадях или в «Дневни-
ках наблюдений»;

– практические задания. Это могут быть задания, тре-
бующие постановки простейших опытов или наблюдений
за предметами и явлениями природы. Например, после
знакомства с видами и органами растений по учебнику
А.А. Плешакова выполняется следующее домашнее задание:
«Выясни, какие растения встречаются возле твоего дома.
Найди растения одного вида, разных видов. Рассмотри ор-
ганы растений. Сравни их у растений одного вида, разных
видов».

Давая ученикам домашнее задание, учитель должен руко-
водствоваться следующими требованиями:

· целевая установка перед заданием. Учащиеся должны
понимать, с какой целью им требуется выполнить то или иное
задание;

· специально отведенное на уроке время на инструктаж.
Учитель обязан подробно объяснить, как следует выполнить
каждое задание и добиться, чтобы каждый ученик это
понял;

· фиксация домашних заданий учащимися. Учитель
должен записать домашнее задание на доске и проследить,
чтобы дети переписали его в дневник.

Домашние задания должны носить индивидуальный ха-
рактер.
Подбирая задания, следует учитывать уровень под-
готовки младших школьников и их интерес к предмету.
Отстающим учащимся даются задания, требующие повто-
рения основных вопросов курса. Ученикам, проявляющим
особый интерес к естествознанию, следует подобрать твор-
ческие задания, расширяющие их кругозор. Например,
подготовить и представить обзор литературы по определен-
ной теме.

Методически грамотно организованная домашняя работа
помогает учителю эффективно провести урок естество-
знания.