Программа экологической направленности «Зеленый дом» А.А. Плешакова.
Система учебных курсов экологической направленности «Зеленый дом» А.А. Плешакова входит в образовательный комплект «Школа России». Она построена на принципах классической (традиционной) методики преподавания.
Приоритетной задачей программы является формирование у учащихся единого ценностно-окрашеного образа мира как дома своего собственного и общего для всех людей и всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира. По мнению А.А. Плешакова, формулой нового отношения к окружающему является уважение к миру. Причем уважение должно формироваться на основе признания ценности всего сущего.
К основным задам программы также относятся:
– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологического и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде,
– формирование природоведческих понятий (живая и неживая природа, животные),
– воспитание гуманной, творческой, социально активной личности.
Программа разбита на 2 отдела: 1– 2 класс – «Мир вокруг нас», 3 – 4 класс – «Мир вокруг нас», «Природоведение».
1 – 2 класс – «Мир вокруг нас». Отбор содержания осуществлен на основе следующих идей:
– идеи многообразия мира (природная и социальная среда),
– идеи целостности мира,
– идеи уважения к миру.
В 1 классе целостный образ окружающего формируется из мозаики составляющих его компонентов в процессе поиска ответа на вопросы: Кто? Как? Когда? Почему? Зачем?
В курсе 2 класса выделяется несколько содержательных линий:
– знакомство с природой,
– ознакомление с жизнью общества (на примере жизни города и села),
– вопросы здоровья и БЖД ребенка,
– обучение умению общаться с другими людьми,
– формирование у детей первоначальных географических представлений.
В 3 классе учитель может работать по одному из 2 курсов: «Природоведение» или «Мир вокруг нас».
В 3-ем классе идеи многообразия природы раскрываются в процессе изучения природных компонентов: воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы, растений, животных, человека. Интегрированный курс «Мир вокруг нас» для 3-го класса усложнен за счет более глубокого рассмотрения естественно-научного материала и включения вопросов обществознания, экономики и ОБЖ.
В 4 классе действует курс «Природоведение». Программы построены таким образом, что природные компоненты, с которыми познакомились дети в предыдущих классах, накладываются «на географическую матрицу» при изучении нашей планеты, природных зон России и природы родного края. В 4-ом классе дети знакомятся с системой понятий, которые лежат в основе построения естественно-научных курсов в средних и старших классах.
Программы 3 и 4 классов дополнены факультативными курсами:
3 класс – Экология для младших школьников
4 класс – Планета загадок.
К основным формам организации учебного процесса относятся: беседы, дидактические игры, раскрашивание, рисование, просмотр видео, экскурсии, прогулки, полевые практикумы, домашние работы, практические работы, наблюдения.